Общая сумма рангов 385+435= 820. Расчетная сумма:
N·(N+1) 40·(40+1)
Σ R1= ————— = ————— = 820
2 2
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено. Мы видим, что по уровню самооценки более «высоким» рядом оказывается выборка школьников. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 435
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
Н0: Группа школьников не имеет существенных различий с группой студентов по уровню самооценки.
Н1: Группа школьников превосходит группу студентов по уровню самооценки.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
20·(20+1)
Uэмп= (20·20) + ———— - 435 = 235
2
Поскольку в нашем случае n1 = n2, мы не будем подсчитывать эмпирическую величину U для второй ранговой суммы (385).
Определяем критические значения для соответствующих n, причем за n принимаем n =20.
138 (p≤ 0.05)
Uкр= 114 (p≤0.01)
Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если
Uэмп ≤ Uкр
Построим «ось значимости»:
![]() |
U0.01 U0.05
Uэмп
——————————————————————————
114 138 235
Uэмп=235
Uэмп >Uкр
Приложение 9
Ранги ценностей в индивидуальных иерархиях студентов
по самооценке и образу будущего супруга
Испы-туемый |
Переменная А: самооценка |
Переменная Б: образ супруга |
d (ранг А – ранг Б) |
d2 | ||
Индивидуальные значения |
Ранг |
Индивидуальные значения |
Ранг | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
110 139 153 137 123 136 144 124 133 151 137 122 124 141 138 118 118 136 140 136 |
1 15 20 12,5 5 10 18 6,5 8 19 12,5 4 6,5 17 14 2,5 2,5 10 16 10 |
124 155 160 162 154 148 158 146 148 153 149 123 145 153 159 152 121 147 154 152 |
3 16 19 20 14,5 7,5 17 5 7,5 12,5 9 2 4 12,5 18 10,5 1 6 14,5 10,5 |
-2 -1 1 -7.5 -9,5 2,5 1 1,5 0,5 6,5 3,5 2 2,5 4,5 -4 -8 1,5 4 1,5 -0,5 |
4 1 1 56,25 90,25 6,25 1 2,25 0,25 42,25 12,25 4 6,25 20,25 16 64 2.25 16 2,25 0,25 |
Суммы: |
210 |
210 |
0 |
348 |
Это интересно:
Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...
Психология труда
Психология труда
(в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда.
В компетенцию психологии труда в ...
Психические состояния личности и формы их проявления
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоционал ...