Общая сумма рангов 337,5+482,5= 820. Расчетная сумма:
N·(N+1) 40·(40+1)
Σ R1= ————— = ————— = 820
2 2
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.
Мы видим, что по уровню притязаний более «высоким» рядом оказывается выборка студентов. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 482,5
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
Н0: Группа студентов не имеет существенных различий с группой школьников по уровню притязаний.
Н1: Группа студентов имеет различия по уровню притязаний с группой школьников.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
20·(20+1)
Uэмп= (20·20) + ———— - 482, 5 = 127, 5
2
Поскольку в нашем случае n1 = n2, мы не будем подсчитывать эмпирическую величину U для второй ранговой суммы (337.5).
Определяем критические значения для соответствующих n, причем за n принимаем n =20.
138 (p≤ 0.05)
Uкр= 114 (p≤0.01)
Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если
Uэмп ≤ Uкр
Построим «ось значимости»:
![]() |
U0.01 U0.05
Uэмп
——————————————————————————
114 127,5 138
Uэмп=127,5
Uэмп ≤ Uкр
Приложение 7
Индивидуальные значения самооценки в выборках школьников (n1=20) и студентов (n2=20)
|
Школьники |
Студенты | ||
|
Код имени испытуемого |
Показатель уровня самооценки |
Код имени испытуемого |
Показатель уровня самооценки |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
130 146 109 167 163 130 148 101 153 150 146 115 135 135 164 139 119 141 112 133 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
110 139 153 137 123 136 144 124 133 151 137 122 124 141 138 118 118 136 140 136 |
Подсчет ранговых сумм по выборкам школьников и студентов.
|
Школьники (n1=20) |
Студенты (n2=20) | |||
|
Показатель уровня самооценки |
Ранг |
Показатель уровня самооценки |
Ранг | |
|
167 164 163 153 150 148 146 146 141 139 135 135 133 130 130 119 115 112 109 101 |
40 39 38 36,5 34 33 31,5 31,5 28,5 25,5 17,5 17,5 15,5 13,5 13,5 8 5 4 2 1 |
153 151 144 141 140 139 138 137 137 136 136 136 133 124 124 123 122 118 118 110 |
36,5 35 30 28,5 27 25,5 24 22,5 22,5 20 20 20 15,5 11,5 11,5 10 9 6,5 6,5 3 | |
|
Суммы |
2736 |
435 |
2660 |
385 |
|
Средние |
136,8 |
133 | ||
Это интересно:
Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе диагностического исследования все полученные результаты мы обработали по шкале «Искренность», результаты которых представили в таблице 1 Приложения 3.
Основываясь на полученных результатах можно сказать следующее. Получен ...
Категория образа в психологии
Одна из главных проблем общей теории образа – природа образа, отношение между ним и его источником. В некоторых направлениях психологии образ рассматривается как продукт спонтанной работы мозга или произвольной деятельности субъекта. При ...
Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста. Познавательная
деятельность детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственно ...



