Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнить события своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точно вспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, например, такое значительное событие, как рождение брата или сестры. Если оно произошло после того, как вам исполнилось 3 года, наверное, вы что-то об этом помните, и чем больше вам тогда было лет, тем больше вы сможете вспомнить. Но если рождение состоялось до 3-летнего возраста, то многим людям будет трудно точно вспомнить хотя бы один случай, относящийся к этому событию (рис. 2).
Рис. 2. Припоминание событий раннего детства.
В эксперименте по амнезии детства испытуемым — студентам колледжа — задавали 20 вопросов о событиях, сопровождавших рождение младшего брата или сестры. Среднее количество вопросов, на которые были даны ответы, изображено как функция от возраста испытуемого на момент рождения другого ребенка. Если рождение приходилось менее чем на четвертый год жизни, никто из испытуемых не мог ничего об этом вспомнить; если рождение приходилось на более поздний период, количество воспоминаний увеличивалось в зависимости от возраста на момент этого события (по: Sheingol & Tenney, 1982).
Это явление было открыто Зигмундом Фрейдом и называется амнезией детства. Оно особенно удивительно тем, что в первые три года жизни мы приобретаем чрезвычайно богатый опыт. Так много нового на пути, который никогда не повторится; из беспомощных новорожденных мы превращаемся в ползающих, лопочущих младенцев, а затем — в детей, которые ходят и разговаривают. Но все эти удивительные превращения оставляют незначительный след в нашей памяти.
Это интересно:
Группа психастеников
Шоковая реакция. У психастеников возникает не просто страх, а ужас при получении серьезной информации, этот ужас в буквальном смысле слова парализует больного, и конечно, это диктует необходимость присутствия рядом близкого человека, чтоб ...
Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.
Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии.
На контрольном этапе эксперимента были пр ...
Смысл жизни. Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным? Понятие смысла пр ...