_Т_
Страница 18

В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр.

Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и пр.

Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.)

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ (англ. personality tests) — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в т. ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в (заданных социальных ситуациях.

Т. л. включают проективные тесты (см. Тесты проективные), личностные опросники (см. Опросники личностные) и тесты деятельности (ситуационные). (В. И. Лубовский.)

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (англ. projective tests, projective techniques) — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций. Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта) не м. б. альтернативными (напр., правильно — неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23


Это интересно:

Неврологические расстройства
Ориентация относительно собственного тела подвергается разнообразным расстройствам при локализованных церебральных повреждениях. С точки зрения психологии осуществления способностей, например, это может выражаться в полном или частичном и ...

Особенности мнестических процессов
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное ...

Методы исследования в психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от соверш ...