_Т_
Страница 16

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ — см. Анохин П. К., Функциональная система.

ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА (англ. theory of template matching) — (в когнитивной психологии) концепция распознавания стимула путем сравнения вызванного им нервного паттерна с хранящейся в памяти внутренней репрезентацией (эталоном, шаблоном). При положительном результате сравнения (совпадении вызванного и эталонного паттернов) происходит опознание (узнавание) стимула. Проблематичность и ограниченность этой теории связаны с тем, что в ней требуется огромное количество эталонов для опознания, напр. одной только буквы «А», которая м. б. написана и предъявлена бесконечным количеством способов. Ср. Теория прототипа. (А. И. Назаров.)

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) — сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии. Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Т. выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека. Т. и его ученики изучали свойства н. с., создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Ряд трудов Т. посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии. См. также Небылицын В. Д. (Е. Е. Соколова.)

ТЕРСТОУНА ТЕОРИЯ (англ. Thurstone theory) — Л. Терстоун (1927) преположил, что величина «внутреннего эффекта», вызванного стимулом, может варьировать при его повторных предъявлениях в силу неконтролируемых изменений во внутреннем состоянии субъекта, т. е. результат предъявления стимула — случайная величина на психологическом континууме. Результат предъявления 2 разных стимулов для сравнения — также случайная величина на континууме психологических различий. Введя статистические параметры этих случайных величин, Терстоун получил свои закон сравнительных суждений, во многом определивший пути развития психофизики и, г. о., психометрики. (И. Г. Скотникова.)

ТЕСТ (англ. test) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Т. представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.

Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (в т. ч. Т. интеллекта) и Т. личности (в т. ч. социально-психологические Т.), а по способу реализации — манипулятивные Т., Т. «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи; индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Это интересно:

Психологические особенности женщин зрелого возраста. Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость ...

Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет вс ...

_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис. ЯЗЫК. 1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...