7. Генеративность против стагнации (generativity vs. stagnation): забота (care) — седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.
8. Целостность эго против отчаяния (ego integrity vs. despair): мудрость (wisdom) — последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти.
Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Ряд авторов пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ — разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов. Овладение перцептивными действиями осуществляется путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением материальных эталонов и последующей их интериоризацией, в процессе которой реальные манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям. Формирование перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на 1-м г. жизни хватание и локомоция, на 2-3-м г. жизни — предметная деятельность, в дошкольном возрасте — продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.
ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (англ. self-perception theory) — концепция самопознания и развития аттитюдов (социальных установок) личности, в т. ч. Я-концепции (D. J. Bem, 1967, 1972), согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения др. людей. (Б. М.)
ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — см. Самодетерминации теория.
ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing) — (в когнитивной психологии) концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R. Lockhart, 1972) в качестве методологии (framework) для изучения памяти. Согласно Т. у. о., запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации — от сенсорного до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается сенсорному и подетальному анализу. На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)
Это интересно:
Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П ...
Исследование психологической готовности военнослужащих войск ПВО к
действиям в экстремальных ситуациях
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях.
Объект исследования: психологическая готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях.
Пред ...
Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...


