_Т_
Страница 14

1. Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope) — первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З. Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Высказывалось предположение, что степень доверия пропорциональна скорости и частоте смены пеленок и кормления. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом постравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. В зависимости от смысла жизненных событий аналогичные регрессы м. б. и к др. стадиям.

2. Автономия против стыда и сомнения (autonomy vs. shame, doubt): воля (will) — вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1-3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом — в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами, контроля сфинктеров, регулирующих экскреторные функции (естественные отправления). Напротив, трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость, склонность к самообвинениям. Болезни или травмы, делающие взрослого человека беспомощным и зависимым от окружающих, могут привести к тому, что человеку вновь придется переживать борьбу между автономией и стыдом.

3. Инициатива против вины (initiative vs. guilt): целеустремленность (purpose) — третья стадия, соответствует эдиповой фазе классической теории (3-6 лет). Инициатива проявляется прежде всего в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге.

4. Трудолюбие против неполноценности (industry vs. inferiority): умение (competence) — четвертая стадия, которая соответствует латентному периоду классической теории (6-12 лет). «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» — с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.

5. Идентичность против диффузии ролей (identity vs. role diffusion, или role confusion): верность (fidelity) — пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества.

6. Близость (интимность) против изоляции (intimacy vs. isolation): любовь (love) — шестая стадия жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе называется генитальным уровнем, и становится способным к любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь, сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Это интересно:

Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении. Адаптация в дошкольном учреждении
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем ...

Выводы
Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является ф ...

Изучение влияния социально-психологических факторов на учащихся в классах гендорного обучения
Введение Человек - не что иное, как сумма следующих факторов: родителей и кормилицы, места и времени, воздуха и погоды, света и звука, пищи и одеяния; воля же его есть необходимое следствие всех этих причин. Я. Молешот Здоровье . Издав ...