_Т_
Страница 10

2. Цветооппонентные теории. Основополагающей является теория Э. Геринга, также определяющая цвет как результат работы 3 приемников, но работающих по оппонентному принципу, когда активация и дезактивация приемника связана с базисными оппонентными цветами: красно-зеленым, желто-синим и бело-черным. Цветооппонентная теория не подтвердилась при исследованиях активности фоторецепторов, однако получила свое развитие при исследованиях постретинальных звеньев зрительной системы, в которых большинство нейронов функционирует именно по цветооппонетному принципу.

3. Современные концепции цветового зрения представляют собой многостадийные теории, в соответствии с которыми цветовой анализ излучений осуществляется зрительной системой в несколько этапов или стадий. На 1-й — рецепторной — стадии кодируется (в соответствии с трехкомпонентной теорией) число поглощенных каждым фоторецептором квантов энергии, на 2-й — подкорковой — устанавливаются оппонентные соотношения между кодами, на основании чего далее (на 3-й стадии) в корковых структурах зрительной системы определяются хроматические и ахроматические характеристики светового излучения. (Ч. А. Измайлов.)

ТЕОРИЯ (англ. theory) в широком смысле — совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления. Т. является развернутой формой организации научного знания, дающей целостное представление об основных закономерностях определенной области действительности. Цель Т. — создание развернутого, целостного и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности.

Т. как форма освоения мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами (гипотезой, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причем как наиболее завершенная из них. В структуре Т. обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу — факты; 2) теоретическую основу — постулаты, или аксиомы; 3) правила вывода — множество признаваемых допустимыми в рамках Т. правил вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости — явно вычленяемые предпосылки для применения Т.; 5) совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют рациональное теоретическое знание; 6) совокупность утверждений, выдвигаемых Т. как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование Т. обычно идет по пути выдвижения и селекции моделей. Развитие Т. проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путем пересмотра и уточнения всех входящих в ее структуру компонент. (Б. Н. Еникеев.)

ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ (англ. dual-code hypothesis) — в когнитивной психологии «теория» (гипотеза А. Пайвио), в которой утверждается существование 2 взаимодействующих систем памяти: образной и словесной. При запоминании и обработке информации работают обе системы; преимуществом в запоминании обладает тот материал, который представлен как в образной, так и словесной форме, в связи с чем конкретные слова запоминаются лучше, чем абстрактные. (А. И. Назаров.)

ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса) (англ. Luce's psychophysical model) — одна из психофизических теорий, предложенная амер. ученым Р. Д. Люсом.

В основу Т. д. с. положен пороговый принцип: раздражитель может оказаться либо надпороговым (и тогда наблюдатель его обнаруживает), либо подпороговым (он остается скрытым для наблюдателя). Т. о., в ответ на действие раздражителя наблюдатель может находиться только в одном из 2 состояний — обнаружения (D) или не обнаружения (). Никаких промежуточных состояний теория Люса не допускает. Отсюда и ее название — Т. д. с. Вместе с тем, в отличие от пороговой теории Г. Фехнера и высокопороговой теории, Т. д. с. допускает, что состояние D может возникнуть не только в результате действия раздражителя, но и по причине спонтанного возбуждения сенсорной системы, если последнее превысит порог. Т. о., Т. д. с, как и теория обнаружения сигнала, признает реакцию ложной тревоги закономерным сенсорным феноменом.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Это интересно:

Педагогические задачи и их решение
В деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие: Выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся; Сомнения (& ...

Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосф ...

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...