Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка

Техника работы с методикой Айзенка » Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка

Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных. реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических ре­акций,. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. На уровне черт об­щительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения (Морозов А.В., 2000). В совокупности эти черты составляют супер­черту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет­ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Ай­зенк использует в данном случае термин «тип».


Это интересно: