Характеристика младшего школьного возраста

Возраст от 6–11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус – ребенок становиться школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.

У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослым, но и окружающими сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

В интеллектуальном отношении школьный возраст – возраст развития научного мышления и усвоения основ научного знания. В школьном возрасте ребенок постепенно дорастает до уровня умственного развития современного цивилизованного человека.

В отношении работоспособности школьный возраст характеризуется быстрым ростом сил как физических, так и интеллектуальных. Количество и качество его работы, как физической, так и умственной, резко превышает то, что мог бы сделать дошкольник.

Дошкольный возраст – возраст игры; школьный возраст – возраст работы, физической или умственной. Но работает и взрослый. Разница между ними та, что взрослый работает в качестве самостоятельного работника, а школьник – в качестве ученика.

В общественном (социальном) отношении жизнь школьника отличается от жизни дошкольника тем, что она общественно организована с большой точностью и определенностью. В школе ученик работает по точно указанному расписанию вполне определенных уроков и соблюдает столь же определенные правила дисциплины; даже организация его домашней жизни регулируется теми уроками, которые обязан он приготовить по указанию школы. Уроки играют огромную роль в жизни школьника, тогда как дошкольник не готовит уроков дома, да и в детском саду занятия дошкольников – не уроки. Но общественно организована с большой точностью и определенностью и деятельность взрослого. В этом отношении разница в том, что деятельность школьника организована в виде уроков, учебных занятий, а деятельность взрослых – в виде производства потребительных ценностей.

Говорить о мировоззрении, значит не понимать, что мировоззрение – это система, а мышление дошкольника отличается несистематичностью. Но школьный возраст как возраст развития мышления, в то же время – возраст образования мировоззрения. [Блонский П.П., 1997].

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных момент в психическом развитии человека. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования.

В школе главное лицо – это учитель. От него исходят все основные требования. Первое время учитель для ребенка – чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, а в школе стали малышами. Не все дети легко переходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие – наоборот, бывают, перевозбуждены, трудно управляемые.


Это интересно: