Характеристика младшего школьного возраста

Возраст от 6–11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус – ребенок становиться школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.

У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослым, но и окружающими сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

В интеллектуальном отношении школьный возраст – возраст развития научного мышления и усвоения основ научного знания. В школьном возрасте ребенок постепенно дорастает до уровня умственного развития современного цивилизованного человека.

В отношении работоспособности школьный возраст характеризуется быстрым ростом сил как физических, так и интеллектуальных. Количество и качество его работы, как физической, так и умственной, резко превышает то, что мог бы сделать дошкольник.

Дошкольный возраст – возраст игры; школьный возраст – возраст работы, физической или умственной. Но работает и взрослый. Разница между ними та, что взрослый работает в качестве самостоятельного работника, а школьник – в качестве ученика.

В общественном (социальном) отношении жизнь школьника отличается от жизни дошкольника тем, что она общественно организована с большой точностью и определенностью. В школе ученик работает по точно указанному расписанию вполне определенных уроков и соблюдает столь же определенные правила дисциплины; даже организация его домашней жизни регулируется теми уроками, которые обязан он приготовить по указанию школы. Уроки играют огромную роль в жизни школьника, тогда как дошкольник не готовит уроков дома, да и в детском саду занятия дошкольников – не уроки. Но общественно организована с большой точностью и определенностью и деятельность взрослого. В этом отношении разница в том, что деятельность школьника организована в виде уроков, учебных занятий, а деятельность взрослых – в виде производства потребительных ценностей.

Говорить о мировоззрении, значит не понимать, что мировоззрение – это система, а мышление дошкольника отличается несистематичностью. Но школьный возраст как возраст развития мышления, в то же время – возраст образования мировоззрения. [Блонский П.П., 1997].

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных момент в психическом развитии человека. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования.

В школе главное лицо – это учитель. От него исходят все основные требования. Первое время учитель для ребенка – чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, а в школе стали малышами. Не все дети легко переходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие – наоборот, бывают, перевозбуждены, трудно управляемые.


Это интересно:

Феномен профессиональной деформация как аспект эмоционального выгорания педагога
Исследованию трудовой деятельности человека посвящено немало работ в отечественной психологии, начиная с трудов таких ученых как С.Л Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л. С. Выгодский, Б. Г. Ананьев [3]. При всём несходстве в подходах к данному ...

Последствия тревожных переживаний
Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу боро ...

Эмпирическое исследование влияния эмпатии супругов на конфликтность в семье на разных возрастных этапах. Характеристика испытуемых
Для определения, влияет ли уровень эмпатии супругов на конфликтность в семье на разных возрастных этапах, нами было проведено исследование, которое проводилось с октября 2007г. по март 2008г. Среди супружеских пар, проживающих в городе Юж ...