Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Т. м. весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.
Т. м. не тождественно мышлению ученых или техников. Т. м. — это, скорее, прообраз искусственного интеллекта, хотя К. Шеннон (создатель теории информации), Н. Винер (создатель кибернетики), Д. фон Нейман (один из создателей вычислительной техники) не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX в., участвовавшим в создании атомной и водородной бомб.
Т. м. существует реально и играет не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. Сейчас разрушительная мощь интеллекта действительно оценивается планетарными масштабами, но как далека она от того, о чем мечтали Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский, говоря о ноосфере, о сфере разума. Интеллект, приобретая планетарные масштабы, далеко не всегда может сохранить хотя бы земную ответственность. Мысль до тех пор не м. б. признана мыслью, пока она не будет содержать еще и мысли о смысле человеческого бытия. См. Интуиция совести. (В. П. Зинченко.)
ТИПЫ ОРИЕНТИРОВКИ (по П. Я. Гальперину) — см. Ориентировочная деятельность.
ТИРОКСИН (англ. thyroxin; от греч. thyreos — щит + oxys — едкий, кислый) — гормон щитовидной железы, включающий в себя йод; участвует в регуляции окислительных процессов в клетках, в процессах роста и развития. Недостаток гормона ведет к кретинизму.
Т. также подавляет синтез тиреотропного гормона гипофиза. Поэтому при избыточной функции щитовидной железы синтез тиреотропного гормона угнетается, вследствие чего понижается и функция самой щитовидной железы. Наоборот, если щитовидная железа работает недостаточно, автоматически усиливается синтез тиреотропного гормона и этим стимулируется функция щитовидной железы. Т. о., система из 2 желез поддерживает в крови постоянную концентрацию Т., но это постоянство м. б. изменено вмешательством со стороны ц. н. с. (Б. М.)
ТИТЧЕНЕР ЭДВАРД БРЭДФОРД (Titchener, 1867-1927) — амер. психолог, ученик В. Вундта, один из создателей структурной психологии (структурализма). Предметом психологии, по Т., выступало сознание как сумма сознаваемых состояний. Из элементов сознания — ощущений, представлений и простейших чувствований (удовольствия, неудовольствия), как из кирпичиков, складывается все многообразие структур душевной жизни. Методом изучения сознания, по Т., является аналитическая интроспекция — особая форма изощренной интроспекции, направленной на выделение «сенсорной мозаики» сознания. При этом констатация субъектом предметности образа (напр., его высказывание «я вижу книгу») считалось ошибкой самонаблюдения. Т. называл ее «ошибкой стимула» и требовал от испытуемых описывать сознание не в терминах «внешних объектов», а в терминах ощущений. Механистичность и абстрактность созданной Т. модели сознания, элементаристский подход и искусственность лабораторных процедур его исследования вызывали справедливую критику в различных направлениях психологии. (Е. Е. Соколова.)
Это интересно:
Возрастные особенности
развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?
Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обе ...
Методы изучения свойств внимания у младших школьников. Сведения
об испытуемых
Испытуемые – учащиеся 2х классов, МОУ средней школы №26, Центрального района города Тольятти.
Общее количество испытуемых – 60 человек.
Основные методы, применяемые при изучении развития внимания у детей младшего школьного возраста. ...
Интерпретация полученных данных.
На втором этапе исследования
из описания полученных нами данных можно сделать вывод о высоких показателях t-критическое двустороннее, превышающее значение t-статистики. Таким образом, можно сделать вывод о наличии закономерности в ответ ...