Потребностно-мотивационная сфера личности
Страница 1

Как говорилось выше, мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, как отечественной, так и зарубежной. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методам ее изучения (В.Г. Асеев, А. Маслоу, Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд и другие). И.А. Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы, является положение о единстве динамической и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа велась В.Н. Мясищевым (проблема системности отношений человека), А.Н. Леонтьевым (проблема соотношений смысла и значения деятельности), С.Л. Рубинштейном (проблема интеграции побуждений, их смыслового контекста), Л.И. Божович (проблема направленности личности и динамики поведения), П.Я. Гальпериным (проблема ориентировки в деятельности) и другими психологами. Исходя из этого, мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека (его поведения, деятельности), высшим уровнем которого является сознательно - волевой (В.Г. Асеев). Все это позволяет определить мотивацию, с одной стороны, как многоуровневую неоднородную систему побудителей (включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, эмоции, нормы, ценности и т.д.), а с другой - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

В структуре личности (по К.К. Платонову) особо выделяется направленность личности, которая выражается отношением человека к окружающему миру, что определяется прежде всего потребностями. В психологии потребность рассматривается как источник активности личности. Активность личности может быть направлена на установление равновесия со средой, приспособление к воздействию, преимущественно на саморегуляцию, на самосохранение, саморазвитие, созидание нового и т.п.

Психологи признают различные уровни активности человека в поведении и деятельности соответственно уровню организации субъекта: индивид - личность - индивидуальность (Б. Г. Ананьев); организм - индивид - личность (М.Г. Ярошевский); индивид - субъект - личность (Ш.А. Надирашвили). Основным критерием характеристики уровней активности человека выступает развитие психики от бессознательной до сознательной. Некоторые авторы высшим уровнем психической активности человека называют сверхсознательную активность (П.В. Симонов). /7, 8/

Таким образом, активность психики состоит в следующем: во-первых, субъективные образы существуют в человеке отдельно от отражаемых объектов, во-вторых, создаются новые образы, проекты будущих материальных реальностей, в-третьих, эти образы могут воздействовать на свой материальный носитель, побуждать человека к действию, корректировать их, формировать потребность в информации о внешней и внутренней среде, изменять окружающий мир. При этом необходимо заметить, что субъективный мир человека отличается от мира окружающего. Потребность и возможность видеть жизнь субъективно вызывают внутренний импульс к преобразованию объективной действительности по мысленному образу.

Признаками психической активности считают волевые усилия (А.Ф.Лазурский, М.Я. Басов, П.П. Блонский), проявление и напряжение энергии (В.М. Бехтерев, В. Вундт), инстинкты, бессознательное (У. Мак - Дауголл, З.Фрейд), реакцию, целостное поведение (К.Н. Корнилов), различные формы поведения, обусловленные образованием и применением социальных знаков-стимулов (Л.С. Выготский), наличие установки (Д.Н. Узнадзе), внимания (Н.Ф. Добрынин), задержанный рефлекс (И.М. Сеченов), преломление внешнего через внутреннее (С.Л. Рубинштейн), избирательность отношений и меру устойчивости личности (А.Ф. Лазурский) и т.д. /7, 10/

Динамические пределы психической активности задаются типом нервной системы. В частности, Г. Айзенк утверждал, что в основе экстравертированного и интровертированного поведения лежат врожденные особенности ЦНС, соотношение процессов возбуждения и торможения.

Регуляцию поведения, деятельности человека определяют его потенциалы, потребности, ориентации, ценности и цели. Например, социально -психологическая активность непосредственно регулируется кругом общения людей, стилем взаимоотношений, сферой совместной деятельности, ситуациями конфликта, содействия или противодействия. В результате максимального разнообразия форм общения образуется оптимальный набор эталонов поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что, в конечном счете, регуляция позволяет обеспечить целенаправленную, организованную психическую активность.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Характеристика методик исследования
1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО- АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [33; 25 - 38] Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: "достоверность" (Д) (Приложение №1 ...

Приложения.
Приложение 1. Развивающий материал для занятий. Устойчивость внимания. Устранение импульсивности. «Слушаем тишину» В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке. «Минутка» Ведущи ...

Выводы
Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является ф ...