Натурализм и эмпиризм

Психология поведения » Натурализм и эмпиризм

Один из самых ранних споров, касающихся человеческой психологии, не утихает и в наши дни. Предметом этого спора является вопрос о том, являются ли человеческие способности врожденными либо приобретаются благодаря индивидуальному опыту. Согласно натуралистическим представлениям, человек вступает в мир, обладая врожденным запасом знаний и понимания окружающей его реальности. Ранние философы полагали, что путь к раскрытию этого заложенного в нас знания и понимания лежит через строгие логические рассуждения и интроспекцию. В XVII веке в защиту натуралистических взглядов выступил Декарт, утверждавший, что некоторые идеи (такие как идея Бога, аксиомы геометрии, а также представления о своем «я», совершенстве и бесконечности) являются врожденными. Декарт также известен благодаря своей концепции тела как машины, которую можно изучать теми же методами, что и любой другой механизм. Эта концепция послужила истоком современных информационных подходов к изучению человеческого разума, рассматриваемых далее в этой главе.

Согласно точке зрения эмпиризма, знание приобретается благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. Хотя данной точки зрения придерживались еще некоторые философы Древней Греции, ее принято связывать прежде всего с именем английского философа XVII века Джона Локка. Локк утверждал, что человеческий разум в момент рождения представляется собой чистый лист — «табула раса», на котором опыт, по мере созревания индивидуума, «записывает» знание и понимание. Данный подход положил начало ассоциативной психологии. Сторонники ассоциативной психологии отрицали наличие врожденных идей или способностей. Вместо этого они утверждали, что разум наполнен идеями, проникающими в него через органы чувств и затем ассоциирующимися с другими идеями согласно таким принципам, как сходство или противоположность. Современные исследования, посвященные человеческой памяти и научению, связаны с ранней теорией ассоциативизма.

В наши дни спор между представителями натурализма и эмпиризма получил название спора о роли врожденного-приобретенного. Хотя некоторые психологи до сих пор считают, что человеческое мышление и поведение является преимущественно результатом либо биологической природы, либо опыта, большинство психологов придерживаются более интегративного подхода, признавая, что биологические процессы (например, процессы, связанные с наследственностью, или процессы функционирования мозга) оказывают влияние на мышление, чувства и поведение, хотя опыт также оставляет на них свой след. В последующих главах мы будем неоднократно возвращаться к обсуждению спора о врожденном и приобретенном.


Это интересно:

Структура имиджа организации
Структура имиджа организации имеет иерархическое строение. Каждый уровень иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень посредством композиции соответствующего вклада (приоритетов) элементов нижнего уровня по отношению к элем ...

Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подраст ...

Выводы
Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, ...