Эмоциональные психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность, и т.д.) [8,c.53].
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Выделим основные функции эмоций через их значение.
Отрицательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека и в самом человеке. Это значит, что на одно и то же событие люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведение человека, являясь одним их психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции, выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствую тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций, например при решении идти на контакт с объектом или нет.
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека на другой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого субъекта. Академик П.К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же положительного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов [2, с.226].
Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию. Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремиться достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что надо делать [8,c.55].
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые – являться поводом для самоуспокоения.
Нередко слово «эмоция» и «чувство» употребляют как синонимы. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку и хорошее исполнение. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом настроении [12,с.321].
Это интересно:
Место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знания строения и функционирования его центральной нервной системы. ...
Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосф ...
Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют
определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...