Проведенные Ф.Б. Березиным многолетние экспериментальные исследования, привели к выводу, что существуют характеристики личности, которые определяют способность человека успешно адаптироваться в разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в течение всей жизни человека, и к их числу, прежде всего следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности и др.).
Рассматривая проблему регуляции эмоциональных состояний, Р.М. Грановская [9,с.257-260] делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему, уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее, облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.
Человека интересовали, и всегда будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находится сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близко обыкновенному человеку – овладение методикой саморегуляции психофизического состояния.
Выводы
Подводя итоги исследованию теоретико-методологические подходов к характеристике эмоциональной сферы личности, мы приходим к следующим выводам.
Эмоции являются непременным компонентом всех видов человеческой активности, всех видов психологических процессов и состояний.
Различные науки о человеке (психология, физиология, медицина и др.), различные теоретические подходы к объяснению эмоций, дают толкование этого термина с присущей им естественной ограниченностью. Объединяя все эти подходы к пониманию феномена эмоций, можно сказать: эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействие факторов внутренней и внешней среды, а также результатами собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа ярости, страха, радости, тревожности, агрессивности и др.); специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.
Для характеристики наиболее выраженных проявлений психической сферы человека используется термин «психическое состояние». В структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов в целом, отражение особенностей личности и характера. Физиологическая сторона состояний проявляется в изменении ряда функций, и в первую очередь, вегетативных и двигательных.
Механизмы регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере. Стратегии выхода из напряженной ситуации заключаются в изменении или ликвидации проблемы; уменьшения ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчения ее воздействия с помощью ряда способов, в том числе саморегуляции психофизического состояния.
Это интересно:
Система коммуникативных свойств в структуре личности
Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура ...
Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении. Адаптация в дошкольном учреждении
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем ...
Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
Как уже говорилось, ВСД - это синдром, т.е. совокупность симптомов. Поэтому и лечение может быть только комплексное. Лечение одним каким-то методом чаще всего не срабатывает.
I. Лечение вегетососудистой дистонии должно быть комплексным и ...


