Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисцилины и практики датируется 1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В последующие два • десятилетня это направление активно развивается в США и в странах Западной Европы.
Основные тенденции в развитии этой дисциплины: активное использование психодиагностики, наглядных средств, описаний профессий и конкретных рабочих постов, становление диалогового режима консультирования клиента как пути его самореализации в жизни в профессиональной сфере, как пути самопознания, а не только лишь . ознакомления с существующими профессиями, учебными заведениями и вакансиями.
Активное развитие репертуара средств и техник работы профкон-сультантов во многом определилось развитием и становлением как особой дисциплины и как широкой практики психотерапии, ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджериан-ская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста как в индивидуальных, так и групповых формах.
Важный момент профессиональной ориентации — посредничество опытного специалиста-педагога, а также специалиста — психолога в ориентации человека в мире современных профессией, в пространстве востребованных профессий, в подпространстве доступных для овладения ими данным человеком с учетом его внутренних и внешних условий.
К концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе — как вопрос профессиональной карьеры человека в широком смысле. Возрастной диапазон лиц, нуждающихся в периодической поддержке, имеет тенденцию предельно расширяться (от подросткового до пенсионного и постпенсионного — в так называемых «массовых профессиях»). В сфере искусства, в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация — с 8-10-летнего возраста.
Формально сущность профориентации как раздела науки можно обозначить как дополнение исходной формулы психологии труда как системы «субъект-объект» в более развернутую форму: система субъект - субъект - социальная среда - объект.
Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных «ветвей» — направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: профннформапия, профагитация, проф-просвещение, профдиагностика, профконсультация.
Профориентация в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего возраста ориентируют на «успешную карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой — ответственность специалистов-консультантов.
►
Под профориентацией
Это интересно:
Экспериментальный метод
Наиболее эффективным научным методом является эксперимент. Исследователь тщательно контролирует условия — чаще в лаборатории — и проводит измерения с целью выяснить взаимосвязи между переменными (переменная — это то, что может принимать р ...
Переключаемость
Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы у разных людей и зависит ...
Развитие социально-психологического тренинга как
совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на
межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...