Профессиональная ориентация
Страница 2

понимают «широкий, выходяший за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профконсультаиией — «индивидуально ориентированную помошь в профессиональном самоопределении»

Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

♦ профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

♦ личностное самоопределение — более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.)

Глубокие социально-экономические изменения в России в 1980-1990-х гг. затронули не только «внешнюю сферу» профориентации человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и внутренняя чреда профориентации подростка. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов; размываются границы «мужских» и «женских» профессий. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их «значимых людей» (родителей, родственников, учителей, друзей). Общая динамика такова. В 14-15 лет подростки более прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати- и семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении. В выборе профессии девушки проявляют большую активность, чем юноши.

Развернутое и обстоятельное изложение основ современного профессионального консультирования, образования, профессионального самоопределения, ценностно-смысловых основ труда и других важных аспектов дано в монографиях Э. Ф. Зеера и Н. С. Пряжникова Организационно в России 1990-2000-х гг. сложились две довольно независимые ветви профконсультирования: региональные «Службы занятости», ориентированные на работу с местным населением всех возрастов, и региональные подразделения Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения при Министерстве труда РФ.

Основными проблемами, препятствующими успешному решению всех задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, низкое финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.

Профориентация — наименее благополучная отрасль современной психологии труда. На уровне методологии — эклектика, заимствование, поспешные «импровизации» и переработки классических методик; на уровне технического обеспечения — бедность и неспособность использовать, а тем более конкурировать с современными информационными технологиями (Интернет и др.); на уровне профессионализма — ниже среднего: недостаток опыта, нередко — базового психологического или педагогического образования; на уровне стратегии, или государственной политики — отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом; на уровне методологического обеспечения — нарушение естественных связей «методология - теория - методики». В вузах эта проблема стала непрестижной; наиболее квалифицированные психологии заняты в крупном и среднем бизнесе; работа в государственных структурах для них малопривлекательна. Нарушается преемственность поколений в профессии и в науке, и на практике.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. ...

Основные противоречия педагогической деятельности
Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий. Множество таких противоречий можно представить в виде нижеприведенной таблицы: В результате рассмотрения основных аспектов педагогической деятельност ...

Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...