Профессиональная ориентация
Страница 2

понимают «широкий, выходяший за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профконсультаиией — «индивидуально ориентированную помошь в профессиональном самоопределении»

Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

♦ профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

♦ личностное самоопределение — более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.)

Глубокие социально-экономические изменения в России в 1980-1990-х гг. затронули не только «внешнюю сферу» профориентации человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и внутренняя чреда профориентации подростка. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов; размываются границы «мужских» и «женских» профессий. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их «значимых людей» (родителей, родственников, учителей, друзей). Общая динамика такова. В 14-15 лет подростки более прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати- и семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении. В выборе профессии девушки проявляют большую активность, чем юноши.

Развернутое и обстоятельное изложение основ современного профессионального консультирования, образования, профессионального самоопределения, ценностно-смысловых основ труда и других важных аспектов дано в монографиях Э. Ф. Зеера и Н. С. Пряжникова Организационно в России 1990-2000-х гг. сложились две довольно независимые ветви профконсультирования: региональные «Службы занятости», ориентированные на работу с местным населением всех возрастов, и региональные подразделения Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения при Министерстве труда РФ.

Основными проблемами, препятствующими успешному решению всех задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, низкое финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов.

Профориентация — наименее благополучная отрасль современной психологии труда. На уровне методологии — эклектика, заимствование, поспешные «импровизации» и переработки классических методик; на уровне технического обеспечения — бедность и неспособность использовать, а тем более конкурировать с современными информационными технологиями (Интернет и др.); на уровне профессионализма — ниже среднего: недостаток опыта, нередко — базового психологического или педагогического образования; на уровне стратегии, или государственной политики — отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом; на уровне методологического обеспечения — нарушение естественных связей «методология - теория - методики». В вузах эта проблема стала непрестижной; наиболее квалифицированные психологии заняты в крупном и среднем бизнесе; работа в государственных структурах для них малопривлекательна. Нарушается преемственность поколений в профессии и в науке, и на практике.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации
При исследовании межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста, с использованием экспериментальной игры «Секрет» и проективной методики «Рисунок: Я и мои друзья» мы пришли к следующим выводам: - Соответственно «Программе ...

Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям служебной деятельности
Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО) — род войск Сухопутных войск Российской Федерации. Цель и предназначение — защита группировок сухопутных войск и объектов тыла от ударов средств воздушного нападения противника. Войска противо ...

Влияние профессиональной деятельности на стиль общения сотрудников правоохранительных органов
Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работник ...