Потребностно-мотивационная сфера личности
Страница 3

Таким образом, система убеждений, включающая в себя философские, эстетические, этические, естественно - научные и другие, может рассматриваться в качестве мировоззрения. Одной из потребностей человека выступает желание защитить свои убеждения, добиться разделения их другими людьми. Все эти мотивы объединяет то, что все они являются осознанными, то есть человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, является содержанием его потребностей.

Однако немаловажную роль в мотивации человеческих действий играют неосознаваемые побуждения, в частности, психологическая установка, т.е. готовность действовать определенным образом. Сущность установки составляет предвзятость. Хотя установка действует на уровне бессознательного, необходимо отметить ее сознательное формирование. Это следствие веры, а не анализа, результат некритического отношения к непроверенной информации.

Теперь перейдем к рассмотрению внешних мотивов. К ним относятся угроза, требование, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы и так далее.

Поскольку внешние мотивы действуют на ребенка извне, они нередко сопряжены с риском сопротивления их действию, внутренним напряжением, конфликтностью по отношению к окружающим. В этом случае особенно необходим индивидуальный подход: воспитатель должен предвидеть специфическую реакцию каждого воспитанника на действие указанных факторов. Так, неумелое применение даже поощрения, одного из самых эффективных воспитательных средств, может не снять трудности, а усилить их. Например, чрезмерно частая похвала в адрес какого-либо учащегося часто формирует у него зазнайство и эгоцентризм, а у других школьников вызывает зависть и злобу. Очень умеренно надо поощрять ученика с завышенным уровнем притязаний и больше - с заниженным. Нерадивого ученика, делающего попытку преодолеть свое отставание в учебе, надо одобрять больше, чем других, за малейший успех. /34, 39/

Современные психологи, в частности, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева, выделяют следующие функции мотивов: структурирующая, смыслообразующая, побудительная, направляющая, организующая, ориентировочная, энергетическая, регуляторная, целеобразующая, когнитивная, преградная и другие. Таким образом, мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности (В.А. Иванников), при этом говорят о произвольной форме мотивации, осуществляемой в плане сознания.

Итак, знание мотивов помогает прогнозировать поведение, при его помощи можно стимулировать нужную деятельность и, наоборот, избежать ненужных ошибок.

Следующим компонентом деятельности является цель.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. /15, 57-58/

При этом необходимо заметить, что деятельность человека определяется не одним мотивом и одной целью, а целым комплексом, системой целей и мотивов, из которых в данный момент доминирует одна цель и один мотив или происходит их борьба под влиянием ситуации.

Воздействие человека на предмет всегда происходит целенаправленным путем. Заранее мыслимый результат сознательной деятельности и называется целью. От степени сложности цели зависит длительность ее осуществления. Поэтому становится необходимым прогнозирование и планирование деятельности. При этом формируется не только конечная цель, но и ряд промежуточных целей, достижение которых способствует приближению к желаемому результату.

Говоря о цели и целеполагании, необходимо остановиться на уровне притязаний личности и самооценке. Известно, что в подростковом возрасте происходит заметный скачок уровня притязаний. Высота притязаний выступает одной из основных характеристик целей человека. И сверхоптимистическое представление подростков о своих возможностях (т.е. более высокий уровень идеальной цели - образа желаемого результата - по сравнению с уровнем реальных возможностей, завышение самооценки), позволяющее ставить завышенные цели, как ни странно, создает наиболее благоприятные условия для выбора жизненного пути, саморазвития и самовоспитания. Вступая в новую деятельность, подросток должен ставить перед собой высокие цели, так как именно это создает условия для развития его личности. Хотя, конечно, должна присутствовать и реалистичность притязаний, проявляющаяся в различении идеальных и реальных целей.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Интерпретация полученных данных.
На втором этапе исследования из описания полученных нами данных можно сделать вывод о высоких показателях t-критическое двустороннее, превышающее значение t-статистики. Таким образом, можно сделать вывод о наличии закономерности в ответ ...

Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов: Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...

Исследования особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа исследования
Исследование проводилось в Хакасской региональной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по адресу: Вяткина 16 г. Абакана и в Управлении социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана. В исследов ...