Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод исследования - психолого-педагогический эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.
Первый этап работы включал набор детей в группу. В большей части запрос исходил от учителей или школьного психолога. Некоторые дети проявили самостоятельную инициативу. Итак, по результатам исследования детско-родительских отношений и бесед с учителями была набрана группа из 12 человек, в которую входили в основном дети из эмоционально-дистантных семей.
До начала занятий у всех испытуемых был произведен контрольный замер уровня развития коммуникативных свойств личности по составленному нами опроснику (см. Прил. 9). Результаты представлены в таблице 13:
Таблица 13
Уровень развития коммуникативных свойств личности до начала эксперимента
|
Ф.И.О. |
Уверенность в себе |
Эмпатия |
Коммуникативные способности |
Общительность |
Характерологические свойства личности |
|
L |
38 |
46 |
44 |
44 |
42 |
|
2. |
40 |
38 |
35 |
35 |
32 |
|
3. |
34 |
33 |
34 |
35 |
31 |
|
4. |
23 |
32 |
25 |
25 |
23 |
|
5. |
26 |
29 |
31 |
31 |
25 |
|
6. |
30 |
32 |
30 |
31 |
21 |
|
7. |
32 |
30 |
26 |
27 |
25 |
|
8. |
23 |
32 |
21 |
22 |
26 |
|
9. |
12 |
30 |
12 |
13 |
12 |
|
10. |
15 |
28 |
18 |
20 |
11 |
|
11. |
11 |
30 |
14 |
15 |
11 |
|
12. |
10 |
25 |
10 |
11 |
10 |
Как видно из таблицы, до начала эксперимента, большинство детей доброжелательны, неуверенны в себе, коммуникативные способности развиты сравнительно слабо, узкий круг общения, т.е. главная трудность в общении носит коммуникативный характер.
В процессе занятий, при более близком знакомстве, нами были выделены из структуры психологических факторов свойства, которые влияют на успешность-неуспешность протекания процесса общения.
|
Название фактора |
Положительные |
Отрицательные | ||
|
свойства |
свойства | |||
|
Высшая нервная деятельность |
Уравновешенность, сдержанность, уверенность, пластичность; |
Несдержанность, импульсивность, застенчивость, нерешительность, регидность; | ||
|
Характер + темперамент |
Экстраверсия, общительность; |
Интроверсия, замкнутость; | ||
|
Фактор отношений |
Альтруизм, доброжелательность; |
Эгоцентризм, агрессивные установки; | ||
|
Способности |
Хорошее развитие умений и навыков общения, развитая рефлексия; |
Несформированность коммуникативных умений, отсутствие коммуникативного такта; | ||
|
Воля |
Целеустремленность, настойчивость; |
Упрямство, безволие. | ||
Это интересно:
Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».
1. Методика «Круги»
Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего ...
_О_
ОБНАРУЖЕНИЕ (англ. detection).
1. Наряду с различением, опознанием и идентификацией один из 4 основных сенсорных процессов (см. также Прием информации). В узком смысле — выделение сигнала из шумовых помех, в широком — помехами признаются ...
Игры и их роль в психокоррекции дошкольников и младших школьников
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.
Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет данные исследования К. Левина и его сотрудников о ро ...


