Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности
Страница 2

Полезная информация » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности » Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности

Перечисленные свойства касаются одного из субъектов общения, но в процессе участвуют как минимум двое. В этом случае успешность протекания процесса зависит от взаимодействия всех перечисленных свойств каждого учащегося и его партнера по общению. Это вызвало необходимость правильного построения программы обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Второй этап включал определение направления работы, целей и задач группы.

Необходимые условия занятий - принцип добровольного участия, доверительное общение, принцип активности каждого члена группы. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью в два часа (много времени уходит на эмоциональное вхождение в деятельность), по схеме "здесь и теперь". Всего было проведено 24 занятия. Цели занятий для учащихся:

Получение необходимых знаний, которые позволили бы развивать и совершенствовать коммуникативные свойства личности.

Познание самих себя и индивидуально-психологических особенностей, которые играют важную роль в процессе общения.

Изменение старых и выработка новых форм поведения.

Формирование правильного образа "Я" Задачи группы:

предоставлять возможности апробации новых форм поведения в проблемных ситуациях;

учить давать и получать адекватную обратную связь; развивать рефлексию и коммуникативные свойства личности. Кроме того у каждого занятия была отдельная цель и задачи. Третий этап - составление программы группы. Развитие коммуникативных свойств личности предполагало использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных, личностных сторон общения, так и его субъективно-объективных, репродуктивных компонентов. Для составления программы занятий мы использовали методики Н.Н. Богомоловой, А.Б. Добрович, Г.Н. Николаевой, Л.А. Петровской, В.В. Петрусинской, А.С. Прутченкова, М.И. Чистяковой, И.М. Юсупова. Из всего арсенала данных необходимо было подобрать упражнения, соответствующие проблематике детей и задачам группы.

Проработанные первые три этапа позволяли перейти к четвертому - к ведению занятий в группе.

Каждое занятие состояло из четырех частей. Первая часть была обучающей. Детям давались основные знания о темпераменте, характере, способностях, воле и т.д. Во второй части с помощью ролевой игры закреплялись те положительные черты, которые были пока еще не развиты у ребенка и их необходимо было поддержать, а также изменялись нежелательные проявления характера. Исходя из этого раздавались соответствующие роли в игре и вырабатывались новые формы поведения в проблемных ситуациях. Третья часть занятия включала психогимнастику. Детей учили владеть невербальными способами общения, расслабляться и управлять своими мышцами и состоянием. Четвертая часть включала выработку навыков и умений партнерского общения. В конце занятия проводилось групповое обсуждение, в процессе которого дети делали внутренние выводы для себя.

Таблица 15. Уровень развития коммуникативных свойств личности после

окончания эксперимента

Ф.И.О.

Уверенность

Эмпатия

Коммуникативные способное ти

Общитель-ность

Характере логические

свойства

Критерий Стьюдента

1

42

47

46

45

45

2,275 -

2

40

45

41

43

42

4,26 +

3

40

42

40

43

41

7,5 +

4

40

38

35

35

31

5,06 +

5

39

41

35

32

30

3,25 +

6

33

35

33

35

31

2,433 +

7

30

33

34

36

31

3,2 +

8

32

36

31

35

26

3,16 +

9

23

32

22

23

25

2,63 +

10

25

30

20

21

22

2,522 +

Страницы: 1 2 3


Это интересно: