_Т_
Страница 21

Добавление ред.: Т. известен своими исследованиями ощущений и внимания. В 1904 г. он организовал Общество экспериментальной психологии. Ряд работ Т. переводились и издавались на русском языке: «Очерки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ — см. Психология слепых, Психология специальная.

ТИХОМИРОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ (1933-2001) — сов. психолог, начал научную работу под руководством А. Р. Лурия, исследовал роль речи в регуляции движений у дошкольников, затем перешел к проблематике мышления, которой занимался всю жизнь. Т. рассматривал познание как форму деятельности, творчество как порождение новообразований в процессах деятельности, отстаивал положение о несводимости психических процессов к информационным и вместе с тем придавал большое значение информационным технологиям в развитии деятельности. Постоянным сюжетом его работ было сопоставление естественного и искусственного интеллекта. Автор многих научных книг и учебника «Психология мышления» (М., 1984). (В. П. Зинченко.)

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС (Tolman, 1886-1959) — амер. психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. В противовес элементаристскому подходу к поведению Дж. Уотсона, Т. (под влиянием современной ему гештальт-психологии) разрабатывал идеи целостного («молярного») подхода к анализу поведения животных и человека. Единицей поведения, по Т., выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный т. н. когнитивными картами. Последние представляют собой образы ситуации, которые складываются у субъекта в опыте, в т. ч. в процессе выполнения данного акта. В многочисленных экспериментах Т. и его последователи использовали специально сконструированные лабиринты и ящики. Т. убедительно доказал несостоятельность механистической схемы поведения бихевиоризма Уотсона (схемы S—R) даже применительно к животным: напр., крысы строили «гипотезы», руководствовались сложившимися у них в процессе научения «когнитивными картами», обнаруживали способность к выбору (селективность поведения) и «латентному научению», т. е. научению даже в отсутствие подкрепления и т. п. Т. предложил более 100 психологических терминов, в т. ч. «знаковый гештальт» и «латентное научение». Программный труд Т. — «Целенаправленное поведение у животных и человека» (Purposive behavior in animals and men, 1932). Он внес существенный вклад в изменение сложившихся к тому времени моделей поведения, хотя справедливую критику вызывало отождествление Т. (как и всеми бихевиористски ориентированными авторами вообще) закономерностей поведения животных и человека. (Е. Е. Соколова.)

ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. topological and vector psychology) — модель структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой, разработанная на основе положений гештальт-психологии К. Левином. Левин впервые в истории психологии предпринял экспериментальное изучение мотивационно-эмоциональной сферы личности, выделил ряд новых характеристик личности — уровень притязания, временную перспективу как систему ближайших и отдаленных целей и др., исследовал изменение поведения человека под влиянием успеха и неудачи, условия принятия личностью извне поставленных целей, соотношение потребностей и разных видов деятельности. Для построения модели поведения личности Левин использовал средства топологии — отрасли геометрии, изучающей свойства форм и взаимное расположение фигур, и топологии — науки о путях, расстояниях и направлениях.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Это интересно:

Элиминация
Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления "радикальный" способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в пси ...

Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем су­перчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П ...

Структура педагогической деятельности
Для определения исследуемого понятия снова обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева [1, с.213]: "Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство". Начальный компонент педагогичес ...