Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям служебной деятельности
Страница 1

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям служебной деятельности

Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО) — род войск Сухопутных войск Российской Федерации. Цель и предназначение — защита группировок сухопутных войск и объектов тыла от ударов средств воздушного нападения противника.

Войска противовоздушной обороны РФ сформированы в 1997 году посредством объединения войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, подразделений ПВО Береговых войск ВМФ, подразделений ПВО ВДВ[46;326].

Деятельность военнослужащих войск ПВО характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность и именуемых экстремальными.

Военнослужащие противовоздушной обороны страны несут службу боевого дежурства в любую погоду, днем и ночью. Служба этих людей трудна и напряженна. Ответственность каждого военнослужащего от солдата до офицера и генерала высока.

Выполняя свой воинский долг, личный состав Войск ПВО страны и в мирное время находится, по существу, в боевом положении. Каждый солдат, сержант, офицер и генерал, где бы он ни был, какие бы задания он ни выполнял, всегда должен помнить, что в любое время дня и ночи он может понадобиться для выполнения боевой задачи. Это чувство высокой личной ответственности является той движущей силой, которая, с одной стороны, помогает преодолеть любые трудности и преграды, встречающиеся на служебном пути военнослужащего, если он обладает психологической готовностью к данной службе и, с другой стороны, может привести к трагедии, если личные качества военнослужащего не соответствуют этой службе .

Таким образом, служба в войсках ПВО сопровождаются значительными психоэмоциональными нагрузками, вызванными:

- высокой ответственностью за принятые решения;

- достаточной сложностью выполняемых функций;

- ускоренным темпом деятельности;

- объединением неодинаковых по цели действий в одной деятельности;

- обработкой значительной по объему информации;

- дефицитом времени на принятие решения [46; 327].

Зачастую эта служба сопровождается еще и обоснованным риском для жизни, поэтому условия ее несения называют экстремальными.

Результаты комплексных исследований военнослужащих ПВО России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт со сложной боевой техникой, необходимость полной отдачи психических и физических сил при несении службы снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности военнослужащих войск ПВО, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях [3; 43].

Поэтому психологическая подготовка военнослужащих войск ПВО должна быть направлена на формирование устойчивости к:

- негативным факторам военной службы: напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;

- факторам, сильно действующим на психику в боевой обстановке: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;

- конфликтным ситуациям в служебной деятельности; военнослужащим необходимы: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях [3;44].

Частое пребывание в напряжённых, а иногда и опасных для жизни ситуациях требует от военнослужащих войск ПВО умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, чтоспособствуетэффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди военнослужащих.

Неумение военнослужащего регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала [3; 46].

В этой связи необходимо формирование устойчивой мотивации военнослужащих войск ПВО к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.

При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения, сдерживая при этом свои эмоции. Эмоции только мешают профессиональной деятельности военнослужащего, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами[5]. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой вз ...

Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие эмоций, представление об эмоциях
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и си ...

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...