В психологической научной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) различают несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия - эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии.
Т.П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнёру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он в ней особо нуждается.
Основной недостаток, снижающий эффективность проникновения в энергетическое поле партнера - отчужденность, безразличие к личности как таковой. Отчужденность стала социальным нормативом поведения - каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство. В таких случаях возникают вопросы: чего она хочет, почему так себя ведет, как надо поступить с ней. Но это функционально-оценочный подход к другому. В нем много личного интереса, предвзятости и меркантилизма - всего того, что «зашумляет» эмпатию, делает ее фрагментарной и поверхностной.
Неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъектной реальности - основная предпосылка глубокой эмпатии.
На самом деле, мы очень часто оказываемся перед необходимостью глубинного постижения другого человека. Без этого невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным и т.д. Мы хотим понять причины и следствия, управляющие партнером. Часто необходимо разгадать «механику» его самопроявлений - поступков, свойств, состояний, отдельных реакций. Но человек – будь-то ребенок, подросток или взрослый - не доступен для логического анализа, а в некоторых случаях сознательно маскирует свою индивидуальность или неосознанно дает о себе ложную информацию. Часто случается так, что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить человеческую индивидуальность. И тогда в ход идет эмпатия - древнее, испытанное средство рационально-эмоционально-интуитивного отражения «Я» другого.
Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т. д. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности - во внимании к другому, в наблюдательности за другим, в цепкости восприятия реакций, состояний и свойств другого. Око - не дремлет, ухо - востро, ощущения - обострены, восприятие - концентрировано, мышление - актуализировано. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Таким образом, рациональный момент в эмпатии - не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.
Это интересно:
_Р_
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) (англ. work capacity) — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от инд ...
Эмпирическое изучение
психологических аспектов оппозиционного поведения. Описание группы
респондентов.
Для проверки выдвинутых нами гипотез и грамотного построения экспериментального исследования мы подобрали 2 группы респондентов. В одной из них присутствовала изучаемая нами переменная, то ест оппозиционное поведение, а в другой отсутство ...
Обсуждение результатов
Обсуждение результатов корреляционного анализа.
Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о связи самодостаточности личности родителя и принятия ребенка. Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмо ...