В качестве испытуемых выступили:
20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области;
20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета.
Для решения поставленных задач были использованы метод анкетирования (см. приложение 1) и психодиагностические методики:
1) Оценка уровня притязаний по методике А. И. Липкиной
(см. приложение 2).
2) Семантический дифференциал для определения уровня самооценки (см. приложение 3).
3) Семантический дифференциал для исследования образа будущего супруга (см. приложение 4).
Анкетирование применялось для определения социальных характеристик испытуемых и дополнительной информации об образе супруга. Использовались закрытые вопросы (с вариантами ответов «Да», «Нет», «Не знаю») и открытые вопросы (с готовыми вариантами ответов, в том числе «Иное мнение»), смешанные полузакрытые вопросы и открытые вопросы без предлагаемых вариантов ответов.
Оценка уровня притязаний по методике А. И. Липкиной позволила выяснить уровень притязаний, обнаруживающийся в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат.
В нашем исследовании предлагались задачи по решению проверочных контрольных работ по русскому языку (для учеников) и английскому языку (для студентов) [22, с. 306-308].
При предъявлении заданий ситуация являлась сложнопроблемной, что вело за собой порождение многокомпонентного мотивационного отклика, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых познавательные, социальный, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я».
На основе этих потребностей оценивалась значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозировались возможные последствия. Первоначальные оценки могли меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанная с достижением целей определенного уровня трудностей, включала целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям [26, с. 304-309].
Качества оценивались по 7-бальной шкале (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Число +3 ставилось при полном согласии с утверждением, 0 – если возникнет затруднение с ответом и -3, если ярко выражено отрицание утверждения.
При помощи методики семантического дифференциала, применяемой в исследовании уровня самооценки испытуемых и образа их будущего супруга, определялось эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку и к самому себе. Т.е. семантический дифференциал находит свое воплощение через измерение степени идентификации Я с теми или иными объектами социального мира. Испытуемым было предложено 25 пар эмоционально-оценочных прилагательных. Выбрав в каждой из пар место, занимаемое будущим супругом и собой лично, необходимо было пометить крестиком свое эмоциональное отношение к нему и представление о себе [24, с. 304].
Какие же были отобраны шкалы для измерения степени идентификации личности со своим будущим партнером? Прежде всего были представлены три фактора оценки, силы и активности.
По фактору активности в большинстве наших исследований использовалась шкалы: «быстрый – медленный», «активный – пассивный», «громкий – тихий», «возбужденный – расслабленный», «веселый – грустный», «страстный – равнодушный», «постоянный – изменчивый», «живой – безжизненный»
Фактор оценки представлен шкалами: «добрый – жестокий», «полезный – бесполезный», «чистый – грязный», «открытый – закрытый», «безобразный – красивый», «оптимистичный – пессимистичный», «счастливый – несчастный»
Это интересно:
Организация и методы исследования
В нашем исследовании принимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной Гуманитарной Академии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса. Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст которы ...
Деятельность как определяющий фактор для формирования
личности. Условия формирования профессиональной деятельности
Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, вс ...
Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...