Психология труда
Страница 1

Психология труда

(в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда.

В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.). Традиционно и достаточно долго психология труда была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала в целом и эффективности его профессиональной деятельности в частности.

Во многом такая парадигма науки определялась не только уровнем технического оснащения производства, транспорта, долей физического и механизированного труда, уровнем образования исполнителей, но и господствующей идеологией, моделями человека (например, модель «X» по Мак-Грегору), доминирующими стереотипами управления («человек — винтик», «незаменимых людей нет» и т. п.).

Следовательно, в сферу внимания ученых входили антропометрические, физические, физиологические и психофизиологические функции, психические и — шире — функциональные состояния, подготовленность, профессионально важные качества в широком смысле, профессиональная пригодность отдельного человека соотносительно с жестко заданными параметрами «техники», функциональными требованиями к субъекту труда. Такова была постановка социального запроса. Решать нужно было задачи, следующие из него. Лишь в 1950-е гг. психология прямо заявит о становлении нового подхода, о своем новом состоянии — состоянии зрелости, названном «гуманистическая психология».

Если кратко охарактеризовать и определить один из наименьших «масштабов» нашей дисциплины, то психология труда (в узком смысле), это — наука, изучающая изначальные процессы, порождаемые системой «субъект-объект» и основные характеристики обоих компонентов этой системы. Системы труда — профессии типа «человек-человек» в дальнейшем будем считать частным случаем системы «субъект-объект». Принципиальные различия многих процессов при субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях являются предметом исследования других дисциплин и обстоятельно изучаются социальной психологией, психологией управления и др. В контексте нашей дисциплины это — частные случаи, на особенностях которых мы не будем специально останавливаться.

Более развернуто изложение содержания психологии труда в узком смысле представлено в тринадцати главах настоящего пособия. В данном же разделе для иллюстрации ограничимся лишь одним примером.

На некоторых рабочих местах трудового поста «хирургия», предполагающих многочасовую (4-6-8 часов) напряженную совместную профессиональную деятельность без перерывов, хирурги старшего возраста (предпенсионного и послепенсионного) не только работают более качественно, но и легче переносят многочасовые операции, чем их более молодые, полные сил и здоровья коллеги (!). Это — лишь один из «парадоксов», входящих в сферу изучения предмета психологии труда.

Итак, в широком смысле психологией труда

будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее «системообразующего фактора».

Страницы: 1 2


Это интересно:

Исследование уровня субъективного контроля работников организации
1. Служба изоляции (5 человек): По шкале общей интернальности (Ио) низкий уровень имеют 40% , средний-20% и высокий 40%опрошенных. Это значит, что 40% испытуемых считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их со ...

Практическая часть
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к ...

Эффективность активных методов обучения в условия ВУЗа
Активные методы обучения оказались наиболее продуктивными для взрослых, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. АМО базируются на экспериментально установленных факт ...