_П_
Страница 33

ПОЗИЦИОННАЯ КРИВАЯ (англ. position curve; или более традиционно — serial-position curve) — U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактивного торможения. Конкретная конфигурация кривой (степень симметричности нисходящей и восходящей ветвей, уровень среднего участка, наличие или отсутствие восходящей ветви) зависит от условий эксперимента. (Эффекты недавности и первичности называются также «эффектами края».) См. также Эббингауз Г. (А. И. Назаров.)

ПОЛ (англ. gender, sex) — комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. П. детерминирован иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера. Многообразие этих механизмов создает необходимость различения генетического П., гонадного (истинного) П., гормонального П., морфологического (соматического) П., гражданского П., П. воспитания и психологического П.

П. психологический — характеристика личности и поведения человека с т. зр. маскулинности—фемининности. Маскулинность — совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность — совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. Маскулинность и фемининность — генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Различают половую идентичность и половую роль (см. Гендерная роль). Половая идентичность — определение индивидом своей половой принадлежности, переживание и осознание им своей маскулинности—фемининности. Половая роль — модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского П. Человек осваивает систему культурных норм поведения — в т. ч. и сексуального — и взаимоотношений между мужчинами и женщинами в процессе половой социализации. Дифференциация половых ролей и форм социализации исторически изменчива. По мере демократизации отношений П. свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются, образуя многомерный континуум. Теории «психологической андрогинии» утверждают, что наиболее адаптивны и продуктивны те индивиды, которые, обладая высокими потенциалами и маскулинности и фемининности, сохраняют отчетливую половую идентичность. Для оценки характера половой роли индивида разработан ряд опросников, среди которых весьма популярен BSRI (Bem Sex Role Inventory). (Т. П. Гаврилова)

ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ—ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ (англ. field dependence—field independence; field-dependent / field-independent perceptual style) — один из параметров когнитивного стиля личности (его перцептивного компонента), для диагностики которого применяются 2 основные методики, разработанные Германом Уиткином (Witkin): тест стержня и рамки (The Rod-and-Frame Test) и тест замаскированных (или включенных) фигур (The Embedded Figures Test). В 1-м тесте задача испытуемого состоит в том, чтобы установить линию вертикально при разных положениях (наклонах) окружающей его рамки; 2-й тест основан на широко известных фигурах К. Готтшальда (1926), здесь задача испытуемого состоит в том, чтобы найти и показать в сложной фигуре более простую фигуру, заданную образцом.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Это интересно:

Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации. Организация и методы исследования
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации ОАО "Владимирские электросети" Объект: трудовая деятельность работников организации ОАО "Владимирские электросети" Предмет исследования: межгрупповые отношения ...

Имидж организации
Имидж организации – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса ...

Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Организация исследования
Настоящее исследование проходило в 2009 году, в ноябре месяце на территории ЕМО г. Норильска Красноярского края. В данном исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений города Норильска. На начальном этапе в иссле ...