_П_
Страница 36

ПОЛИЭФФЕКТОРНЫЙ МЕТОД (англ. polygraphic method) — одновременная регистрация нескольких реакций организма, возникающих в ответ на действие раздражителя. Син. полиграфический метод. В исследованиях по психофизиологии и общей физиологии наиболее часто используются: кожно-гальванические и сердечно-сосудистые реакции; изменение биопотенциалов мозга (электроэнцефалография), электрокардиограмма, клеточная активность, вызванные потенциалы, Е-волна; реакции в двигательной сфере (тремор, электромиография); изменение дыхания (см. Пневмограф); изменения артериального и венозного давления крови; сдвиги чувствительности в анализаторах. П. м. применяется для более полного и объективного изучения механизмов работы н. с. В последние годы используется для регистрации эндокринных и биохимических реакций. См. Детектор лжи, Кожно-гальваническая реакция, Непроизвольные реакции, Методы электрофизиологические, Плетизмография.

ПОЛЛИАННЫ МЕХАНИЗМ (ПОЛЛИАННЫ ПРИНЦИП) (англ. Pollyanna mechanism) — механизм психологической защиты, благодаря которому индивид ни о чем не тревожится и полагает, что все идет хорошо (нормально), несмотря на свидетельства об обратном. Название происходит от имени персонажа романа Элеоноры Портер (Porter), который (точнее, которая) был неисправимым и слепым оптимистом. См. Защита психологическая, Тревожность. (Б. М.)

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (англ. gender identity, sex identity) — переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. П. и. определяет освоение половой роли (см. Гендерная роль, Пол), влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку: мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина. См. также Периодизация психического развития, Половые извращения, Сексология, Социальная идентичность. (Т. П. Гаврилова.)

ПОЛОВЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ (англ. sexual perversions) — болезненные нарушения направленности полового влечения и/или способов его удовлетворения. Син. парафилии, парасексуальности, аберрации половые, сексуальные перверсии. Прежде к П. и. относили любые сексуальные потребности и действия, отличающиеся от общепринятой в данном обществе модели полового поведения, причем они не только считались болезненными расстройствами, но и осуждались моралью (что не очень логично). Сейчас многие сексологи лишь часть половых девиаций рассматривают как явную патологию.

Под П. и. подразумевают качественное изменение либидо. Фригидность, сатириазис, нимфоманию, эротоманию, айдойоманию, представляющие собой количественные изменения, к ним не относят. Нет однозначного мнения об онанизме: он настолько распространен, что многие авторы отказываются квалифицировать его как П. и. Существует огромное множество как П. и., так и способов их классификации. Трудности последней вытекают из текучести форм П. и., многообразия и синонимичности терминов, принципиальных расхождений в интерпретации.

Чаще всего П. и. подразделяют на 2 группы. 1-ю составляют П. и., связанные с направленностью, объектом (целью) полового влечения. Традиционно в нее включали гомосексуализм, однако сейчас правомерность этого подвергается сомнению. Безусловно, к этой группе П. и. относятся: а) влечение к детям — педофилия (син. инфантосексуализм, падерозия); б) к старикам — геронтофилия; в) к статуям — пигмалионофилия; г) к трупам — некрофилия (см. Садизм); д) к животным, чаще всего козам, овцам, свиньям, собакам, гусям — зоофилия (син. скотоложество, зооэрастия, содомия, бестиализм); е) нарциссизм; ж) фетишизм; з) к кровным родственникам — инцестофилия и др.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41


Это интересно:

Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подраст ...

Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного ...

Теоретические подходы к изучению самооценки, уровня притязаний и категории образа в современной психологии. Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...