_П_
Страница 35

П. п. исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т. д.).

Проблематика П. п. включает: 1) макрополитические процессы глобального, регионального и национального уровней; в последнее время кроме межд. проблем особый интерес исследователей вызывают переходные процессы (демократизация, изменение политических институтов, смена идентичности, динамика общественного мнения); 2) процессы, идущие в групповом и массовом политическом сознании и поведении (принятие решений, формирование групповых политических установок, политический конформизм, лидерство, конфликты, сотрудничество, массовые политические установки и пр.; 3) политическое поведение индивида, будь это лидер или рядовой гражданин. Западная П. п. традиционно уделяет большое внимание политической социализации индивида, формированию стиля лидерства, чувствам, аттитюдам, восприятию избирателями политических деятелей, их политической лексике, идеологии, мышлению, технологиям принятия решений.

Методология и методы П. п. определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований. Нередко П. п. заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психологии, а политического процесса и институтов — в политологии. Методы, используемые в П. п., ориентированы на получение эмпирических данных разного уровня, но преимущественно — на изучение индивидуального поведения и сознания. Широко применяются контент-анализ (документов, выступлений, видеоматериалов), интервью и фокус-группы. В арсенале методов П. п. большое место занимают также тесты, проективные методики, экспертные оценки и т. д. При консультативной работе с клиентами-политиками используются некоторые коррекционные и психотерапевтические методы.

Ведущая теоретическая парадигма в современной П. п. — политический бихевиоризм, главной задачей которого является изучение разнообразных форм политического поведения, а не мыслей и чувств индивида по поводу политики и политиков. Его сторонники (Дж. Деннис, Д. Истон, Р. Найеми, К. Дженнингс и др.) внесли существенный вклад в исследование различных форм политического участия, межэтнических и межгосударственных конфликтов, политической социализации и пр. Исследования политических психологов когнитивистской или гуманистической ориентации (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Дж. Адельсон, С. Реншон, Р. Инглхарт и др.) посвящены тому, каким образом человек думает о политике, воспринимает лидеров и партии, какие потребности реализует, какие мотивы и ценности включает, взаимодействуя с политикой, а также воздействию средств массовой информации на политической менталитет человека.

Еще одно крупное направление представлено политическим психоанализом, основным предметом которого является бессознательная мотивация политического поведения. Начиная с работ З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, В. Райха, в психоанализе ведется систематическая разработка проблемы бессознательного в политике. Э. Фромм и Т. Адорно исследовали психологические основы кризисных процессов современной цивилизации, феноменов политического авторитаризма и тоталитаризма. Особое влияние оказали идеи Э. Эриксона и Г. Лассуэлла. Исследователи этого направления создали психологические портреты крупных политических деятелей современности. Ими организован банк данных на более чем полторы сотни современных политиков от Мао Дзэдуна до Жириновского. (Е. Б. Шестопал, Г. Г. Дилигенский)

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40


Это интересно:

Результаты исследования
По полученным результатам исследования коммуникативных и организаторских способностей нами были получены следующие данные: Таблица 2. Оценки склонностей респондентов № Ф.И.О. Оценка коммуникативных склонностей Оценка органи ...

Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания. В результате обработки теста Р. Теммл и ...

Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения
В исследовании приняли участие 26 человек (от 9 до 13 лет), которых разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2009 года, на базе школы № 152 г. Новосибирска. Всего б ...