_П_
Страница 34

Испытуемые, с трудом отвлекающиеся от структуры перцептивного поля (напр., рамки), относятся к категории «полезависимых». Проведено большое количество корреляционных исследований, в которых обнаружены значимые корреляции П.-п. с полом испытуемых (мужчины демонстрируют меньшую полезависимость, чем женщины), полоролевой ориентацией, уровнем образования (более высокий уровень образования связан с более независимым перцептивным стилем), успеваемостью, разными личностными и социально-психологическими показателями. Отчасти результаты исследований можно обобщить след. образом: полезависимость, хотя и связана с более низкой продуктивностью по некоторым интеллектуальным видам деятельности, положительно связана с эффективностью в другой сфере — в межличностных отношениях. (Б. М.)

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (англ. visual field) — пространство, «видимое» глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове наблюдателя. Процедура определения размеров П. з. называется «периметрия». Величина П. з. зависит от особенностей функционирования светоощущающего аппарата и определяется размерами, яркостью и цветностью объектов. Она зависит также от анатомических особенностей лица человека (глубины орбиты, разреза глаз, формы носа). В норме средняя величина П. з. для ахроматического стимула составляет: вверх от точки фиксации взора — 55°, вниз — 60°, в височном направлении — 90°, в направлении к носу — 60°. Для хроматических стимулов П. з. меньше. Наименьший размер П. з. — для зеленого цвета, наибольший — для синего. См. также Периферическое зрение. (Г. Н. Ильина.)

Добавление: П. з. неоднородно. В нем выделяются зоны отчетливого и смутного видения (центр и периферия). Взаимоотношения между ними не столько анатомические, сколько функциональные. Доказательством служат исследования П. з. при наблюдении узким полем (т. н. «туннельное зрение»), размеры которого варьировались от 1 до 3° (испытуемым на глаз ставилась присоска, ограничивающая П. з.). Хотя узкое поле было примерно в области центрального видения, испытуемые отчетливо различали центр и периферию (Зинченко, Вергилес, 1969). (В. П. Зинченко.)

ПОЛЕ ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ (англ. phenomenal field) — вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент. Термин П. ф. получил распространение в гештальт-психологии и др. опирающихся на феноменологию направлениях психологии.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. political psychology) — междисциплинарная область на стыке политологии, психологии и социологии. Предметом П. п. являются психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. В последнее время многие авторы склонны считать предметом П. п. двусторонний процесс влияния психологических факторов на политическое поведение и политических действий — на психологические состояния (М. Дойч). Высказывалось мнение о включении П. п. в состав социальной (или макросоциальной) психологии, изучающей отношения между индивидом и обществом, большими социальными группами.

П. п. получила развитие г. о. в США и Канаде, в меньшей мере — в западноевропейских странах. С нач. 1990-х гг. появляются политико-психологические исследования рос. авторов (Е. Шестопал, Г. Дилигенский, А. Юрьев, Л. Гозман, Е. Гантман-Егорова и др.).

Страницы: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39


Это интересно:

Исследование уровня рефлексивности работников
1. Служба изоляции (5 человек): Саморефлексия имеет средний уровень развития (50%). Это говорит о том, что работники этого отдела способны на достаточно высоком уровне критически осмыслять текущую деятельность, умеют выделять, анализиров ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Имидж организации
Имидж организации – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса ...