ПИСЬМО — см. Речь письменная.
ПЛАСТИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. plasticity of nervous system) — способность к адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов. Различают 2 аспекта этого понятия.
1. Пластичность нервных элементов мозга в раннем онтогенезе как возможность компенсаторной перестройки их структуры и связей при различных повреждающих взаимодействиях, в условиях обогащенной и обедненной среды. Отмечается недоразвитие нервных элементов в различных отделах мозга при функциональной сенсорной депривации и усиленное развитие синаптического аппарата в условиях обогащенной среды. Описаны специфические пластические перестройки функциональной активности нейронов в раннем онтогенезе при изменении структуры предъявляемых зрительных стимулов. К примеру, у котят, лишенных с момента рождения определенных паттернов зрительного стимула, не формировалась способность к их восприятию, когда их помещали в естественную среду. С возрастом возможность компенсаторных пластических перестроек нейронного аппарата снижается (см. Нейрон-детектор).
2. Функциональная пластичность зрелого мозга на нейронном (напр., длительное повышение реактивности нейронов после высокочастотной стимуляции — посттетаническая потенциация) и системном уровнях. Последняя проявляется как формирование функциональных связей структур, адекватно вовлеченных в текущую деятельность. Эта форма П. н. с. постепенно формируется в онтогенезе как результат дифференциации и специализации нервных элементов, нейронных ансамблей, нервных центров, нарастания их связующего звена — волокнистых структур и возможности их избирательной мобилизации и интеграции за счет регулирующей системы мозга (см. Блоки мозга). (Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская.)
ПЛАТО (англ. plateau) — участок на кривой упражнения (научения), идущий параллельно оси абсцисс, если по ординате откладывают показатели успешности формирования навыка (скорость, процент верных ответов и т. п.), а по абсциссе — время тренировки навыка в той или иной форме (напр., очередные пробы). Появление П. выражает графически прекращение повышения успешности упражнения, «насыщение» тренировки. Эффект П. связывают с достижением определенной степени автоматизации данного навыка, а последующее отклонение от П. — с вмешательством к.-л. новых факторов, влияющих на усвоение навыка. Достижение уровня П. — обязательное условие для многих экспериментальных исследований навыков как у человека, так и у животных. См. Автоматизация движений, Двигательный навык.
ПЛАТОН (Plato, 427-347 до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист, ученик Сократа. В учении о душе придерживался идеи бессмертия и переселения душ (см. Метемпсихоз). Для психологии особый интерес представляет разработка П. проблем познания, в частности попытка объяснения существования в мышлении общих понятий, критика в этой связи античного материализма, который не мог объяснить специфику мышления по сравнению с чувственным познанием, а также разработка проблемы морально-этических норм в поведении людей. Идеи диалога («сократические беседы», по имени главного героя диалогов П. — философа Сократа) как способа постижения истины, его приемы и формы проведения получили дальнейшее развитие в психологии, вплоть до современных исследований в области «майевтики». (Е. Е. Соколова.)
Это интересно:
Негативизмы
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [8].
"Негативизмом мы будем называть такие проявления ...
Выводы
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий ...
Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...