_П_
Страница 23

Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

ПЕДОФИЛИЯ — см. Половые извращения.

ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (англ. primary mental abilities) — термин амер. психолога Луиса Терстоуна (Thurstone L. L., 1887-1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа корреляций между более 50 разными тестовыми заданиями, которые обычно используются в тестировании интеллекта. Терстоун дал след. названия и буквенные обозначения каждой из П. и. с: понимание языка (V от verbal comprehension), словесная гибкость (W от word fluency), счетная способность (N от numerical), пространственное воображение (S от space), память (M от memory), восприятие (P от perceptual) и способность к умозаключению (R от reasoning). Концепция интеллекта, разработанная Терстоуном (1938), противопоставляется концепциям, сводившим интеллект к одному генеральному фактору (А. Бине, Ч. Спирмен); она отрицает адекватность измерения интеллекта одним показателем типа коэффициента интеллекта (IQ); является рационально обоснованным подходом к конструированию теста интеллекта как комплексной тестовой батареи, но недооценивает взаимосвязи между П. и. с. (Б. М.)

ПЕРВИЧНЫЕ (ЕДИНИЧНЫЕ) ЦВЕТА (англ. primary colors) — цвета, число которых необходимо и достаточно, чтобы путем смешения получить любой воспринимаемый цвет, причем ни один из первичных нельзя получить смешением остальных первичных цветов (см. Аддитивное смешение цветов, Законы смешения цветов, Смешение цветов). МКО, основываясь на трехкомпонентной теории цветового зрения Юнга—Гельмгольца, приняла за первичные 3 монохроматических цвета: красный (720 нм), зеленый (546 нм), синий (436 нм). В двухкомпонентной теории Е. Н. Лэнда первичны 2 широкие полосы спектра из длинноволновой и коротковолновой части. (Ч. А. Измайлов.)

ПЕРЕМЕННЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ — см. Постоянный раздражитель.

ПЕРЕНОС (англ. transfer) — улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин «П.» употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б. совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм. Ср. Интерференция навыков. (А. И. Назаров.)

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ (англ. information processing by human operator) — совокупность когнитивных процессов, с помощью которых человек-оператор осуществляет преобразование воспринятой информации об объекте управления в целесообразное воздействие на него. О П. и. о. говорят в тех случаях, когда между стимулом (воспринятым сигналом) и реакцией (воздействием на объект) не существует жесткой однозначной связи (т. е. за тем или иным стимулом не закреплена единственная заученная реакция); когда для выработки управляющего воздействия необходимы: анализ воспринятой информации, привлечение дополнительной информации (из прошлого опыта или путем ее активного поиска в наличной ситуации), сопоставление всей полученной информации и способа действия. См. также Информационный поиск, Прием информации.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28


Это интересно:

Инертность внимания
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ...

Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами[5]. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой вз ...

Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...