_П_
Страница 19

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития. См. Речи расстройства. (Т. В. Ахутина.)

ПАРАФРЕННЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.

ПАРЕЗ — см. Паралич.

ПАРЕСТЕЗИЯ (англ. paresthesia, paraesthesia) — ненормальные кожные ощущения, как, напр., ощущения онемения, покалывания, ползания мурашек в к.-л. частях тела, холода. М. б. следствием как временных местных нарушений кровообращения, так и процессов раздражения в ц. н. с. (напр., вследствие опухоли в области задних спинномозговых корешков). См. также Психосенсорные расстройства.

ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ МЕТОДИКА — см. Методика парных ассоциаций.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — см. Вегетативная н. с.

ПАРТИЦИПАЦИЯ — см. Леви-Брюль Л., Пралогическое мышление, Французская социологическая школа.

ПАССИВИЗМ — см. Мазохизм.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos — страдание) — отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.

Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П. помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций путем использования рациональных приемов компенсации дефекта (см. Компенсация функций).

Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. В. Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. Н. Мясищев). См. также Обучающий эксперимент.

Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования; индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).

Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т. Соколова.)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. educational psychology) — отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.

П. п. возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. п. является К. Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.

До недавнего времени П. п. изучала г. о. психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Это интересно:

Негативизмы
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [8]. "Негативизмом мы будем называть такие проявления ...

_Н_
НАБЛЮДЕНИЕ (англ. observation) — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. разв ...

Методы изучения свойств внимания у младших школьников. Сведения об испытуемых
Испытуемые – учащиеся 2х классов, МОУ средней школы №26, Центрального района города Тольятти. Общее количество испытуемых – 60 человек. Основные методы, применяемые при изучении развития внимания у детей младшего школьного возраста. ...