_П_
Страница 15

ПАНЕЛЬ ПРИБОРНАЯ — см. Панель информации.

ПАНТОМИМИКА (англ. pantomime; от греч. pantomimos — все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

1. Искусство пантомимы.

2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. — жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. Экспрессия.

ПАНУМА ЗОНА (англ. Panum's area; по имени нем. физиолога П. Панума) — пределы диспаратности, в которых возможно сингулярное видение и патентный стереопсис. Под патентным стереопсисом понимают стереопсис, при котором возможны количественные оценки относительной удаленности (глубины). Сингулярное видение — видение без двоения изображения. П. з. увеличивается при движении от фовеа к периферии. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

ПАНУМА ФЕНОМЕН (англ. panum phenomenon; по имени нем. физиолога П. Панума) — стереоскопический феномен, демонстрирующий минимальные условия, необходимые для возникновения стереопсиса. П. ф. состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении 2 изображений, на 1-м из которых изображена 1 вертикальная линия, а на 2-м — 2, воспринимаются 2 вертикальные линии, разнесенные по глубине. Наиболее распространенная интерпретация П. ф. дана Э. Герингом. Согласно ей, единственная вертикальная линия несет двойную нагрузку: 1) задает зрительное направление для фиксационной точки; 2) оказывается диспаратной по отношению ко 2-й линии др. стереограммы. Благодаря этой диспаратности и возникает стереопсис. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

ПАРАБИОЗ (от греч. para — рядом, около + bios — жизнь) — функциональные изменения, наступающие в нерве в ответ на действие сильных и длительно действующих альтерирующих раздражителей (см. Запредельное торможение). Открытие П. и сам термин принадлежат Н. Е. Введенскому.

Для реакции нормального нервно-мышечного аппарата характерно прямое и относительно пропорциональное отношение между силой (и частотой) приложенного к нерву индукционного тока и величиной сокращения мышцы — чем сильнее раздражение, тем сильнее сокращение (закон силы). Под влиянием альтерации нерва (когда к.-л. из его участков подвергается воздействию наркотиков, ядов и др.) эти силовые отношения претерпевают закономерные и характерные изменения. Спустя некоторое время сила мышечного сокращения на пробное раздражение различной силы становится одинаковой. Уравнивание реакции происходит за счет снижения величины ответов на сильные раздражения. Эта стадия функциональных сдвигов была названа Введенским трансформирующей, или провизорной. В настоящее время она обычно называется уравнительной (см. Онейроидное состояние сознания). При дальнейшем действии альтерирующих агентов наступает парадоксальная стадия — при общем уменьшении величины ответов мышцы они тем меньше, чем больше сила или частота индукционного тока, вызывающего мышечное сокращение. Цикл изменений завершается тормозящей стадией — полным отсутствием мышечных сокращений на раздражения любой силы и частоты.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Это интересно:

Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных». 1. Методика «Круги» Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего ...

Персоналии
А Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н. Б Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюл ...

Выводы
Итак, ортогональность рефлексии относительно трех традицион­но выделяемых общих способностей, а также ее высокий факторный статус, сравнимый со статусом интеллекта, обучаемости и креатив­ности, свидетельствуют о правомерности нашей гипоте ...