_Н_
Страница 6

Поиски причин этих явлений заставили обратить особое внимание на изменения в комплексе внутриклеточных механизмов, связанных с функционированием т. н. вторичных посредников передачи межклеточного сигнала. В первом приближении этот процесс описывается как последовательность взаимодействий ряда молекул: «клеточный рецептор — Gi-белок — аденилатциклаза — цАМФ» (см. Синапсы). Эксперименты на специально приготовленных линиях морфин-чувствительных клеток показали, что кратковременное действие морфина вызывает активацию особых ингибиторных Gi-белков, которые тормозят аденилатциклазу и, как следствие этого, снижают уровень собственно вторичного посредника — циклического аденозинмонофосфата (цАМФ).

В экспериментах на тех же линиях показано, что в присутствии постоянных концентраций морфина уровень цАМФ возвращается к норме, несмотря на то что морфин по-прежнему связан с поверхностными рецепторами. Др. словами, в модельном плане в условиях развитой Н. можно полагать наличие принципиальной перестройки параметров в контуре регулирования «рецептор — Gi-белок — аденилатциклаза — цАМФ», которая связана с необратимыми новыми условиями поддержания нормальных значений уровней аденилатциклазы и цАМФ. Связанное с действием Gi-белка снижение уровня аденилатциклазы в течение 1-й фазы привыкания может рассматриваться как проявление адаптационных возможностей организма на границах зоны нормального функционирования. След. за этим в условиях постоянного контакта с наркотическим веществом резкий рост уровня аденилатциклазы и цАМФ можно рассматривать как выход за рамки этой зоны.

Сбой в механизме проявляется при удалении морфина и заключается в ненормальном повышении активности аденилатциклазы и концентрации цАМФ внутри клетки. Вероятно, такая реакция является следствием того, что новые значения уровня аденилатциклазы не могут вернуться к норме при удалении морфина. Предполагают, что именно избыток цАМФ вызывает симптомы «ломки» (боли, дрожь, беспокойство и пр.), сопровождающие прекращение потребления наркотиков (см. Абстинентный синдром).

Исходя из общих закономерностей действия нейромедиаторов, активность морфина и его аналогов должна подавляться воздействием веществ антагонистов, блокирующих опийные рецепторы. Действительно, уже синтезированы вещества, обладающие свойствами антагонистов морфина: связываясь с рецепторами, они блокируют действие как эндогенных нейромедиаторов, так и наркотиков морфинного ряда. Такие вещества могут применяться при терапии пристрастия к опиатам. (В. М. Кроль.)

НАРКОМАНИЯ (от греч. narke — помрачение сознания + mania — страсть) — патологическое влечение к наркотикам. Н. возникает постепенно при систематическом и частом употреблении этих веществ. Для всех видов Н. характерно состояние абстиненции («ломки») — плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ.

Один из самых распространенных видов Н. — хронический алкоголизм. Основной его признак — синдром похмелья. При интоксикации, вызванной длительным употреблением алкоголя, появляется дрожание рук, головная боль, раздражительность, придирчивость, утрата работоспособности и др. Эти явления временно исчезают при приеме сравнительно небольших доз алкоголя.

Др. виды Н. — морфинизм, опиофагии, гашишизм, пристрастие к героину, марихуане и т. п. Длительный прием наркотических веществ ведет к полной деградации личности, утрате всех интересов (кроме интереса к наркотику), эмоциональному и интеллектуальному оскудению. См. Наркозависимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Это интересно:

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...

Связь психологии сдругими науками
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов со ...

Виды учебных и обучающих действий.
Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений . Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, ...