На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосферы (Прил. 1).
По результатам анализа проведенного анкетирования педагогов о социально - демографических аспектах было выявлено, что в целом педагоги с разной выраженностью эмоционального выгорания в целом имеют многолетний профессиональный стаж. Средний стаж работы по выборке составляет около 15 лет. Возраст большей части педагогических работников, принимавших участие в исследовании, составляет от 35 до 55 лет. Практически все педагоги имеют высшее образование, состоят в браке и имеют детей. Средняя продолжительность проживания в данной местности составляет около 24 лет, при этом можно отметить, что педагоги с более длительный сроком проживания в данной местности показывают более высокую степень эмоционального выгорания (Прил. 2).
В целом педагоги, принимавшие участие в исследовании, склонны оценивать выполняемую работу как эмоционально и умственно напряжённую, связанную принятием ответственных решений. Также следует отметить, что исполняемая профессиональная деятельность в целом не относится ими к разряду носящих монотонный и однообразный характер (прил. 2).
В результате проведенного опроса, и результатов последующего корелляционного анализа установлено, что при более длительном проживании в данной местности возрастает склонность к антиципаторному (предупреждающему) избеганию стрессовых ситуаций (р≤0,05).
Также установлено, что чем выше педагоги оценивают свой труд как умственно и эмоционально напряжённый, тем чаще они при стрессовых ситуациях склонны прибегать к действиям асоциальным (р≤0,05), и при этом возрастает использование стратегий поведения, направленных на поиск социальной поддержки (р≤0,05).
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа педагогов по результатам анкетирования
ПСПодд |
АС Д |
Кон над С |
САМ опр |
АЦ ИЗБ |
ЭМ НАПР |
УМ НАПР | |
ПРО ЖИВ |
0,29** | ||||||
ЭМ НАПР |
0,32** |
0,33** | |||||
УМ НАПР |
0,73** | ||||||
МО НОТ |
-0,03** |
0,31 |
-0,49** |
-0,33** |
** - (p 0,05)
* - (p 0,01)
Также обнаружено, что при склонности к оценке своего труда как безынтересного и монотонного, педагоги чаще выбирают стратегии самооправдания (р≤0,05), но тем реже при этом они прибегают к стратегиям которые помогают контролировать развитие стрессовой ситуации (р≤0,05), и тем реже педагоги склонны оценивать свою работу как эмоционально и умственно напряженную (р≤0,05). В дальнейшем на основе анализа результатов проведенного тестирования для выявления степени выраженности эмоционального выгорания педагогов выявлено 3 группы респондентов, отличающихся уровнем развития симптомов эмоционального выгорания. Это позволило сформировать 3 экспериментальные подгруппы.
Это интересно:
Общая характеристика памяти
Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Психическое развитие в ...
Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное
восприятие – как перцептивная сторона общения
Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера п ...
Развитие активных групповых методов в России и в
западных странах
Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.
До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивны ...