_Н_
Страница 7

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ — см. Внимания нарушения.

НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ — см. Восприятия времени нарушения.

НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА — см. Восприятия пространства нарушения.

НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ — см. Личности нарушения.

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ — см. Мышления нарушения.

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ — см. Памяти расстройства, Расстройства памяти как мнестической деятельности.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ — см. Речи расстройства.

НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ — см. Сознания патология.

НАРЦИССИЗМ (англ. narcissism; по имени героя древнегреч. мифологии) — влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта. Син. аутоэротизм, аутомоносексуализм, нарцизм.

Поведенческим проявлением Н. является достижение сексуального удовлетворения путем любования своим обнаженным телом, особенно половыми органами. Последнее некоторые авторы рассматривают как основание отнесения онанизма к формам аутоэротизма. Однако для понимания сексуальных девиаций имеет значение не только механизм удовлетворения, но и объект влечения (напр., к мастурбации прибегают и фетишисты): именно здесь имеется существенное различие, т. к. фантазии «чистого» онаниста направлены не на себя. Н. встречается у мужчин и женщин, чаще всего в возрасте 14-18 лет, как эпизод в процессе формирования сексуальности (нормальной или девиантной) и редко полностью замещает остальные формы сексуального поведения в зрелом возрасте. Чаще всего Н. или его элементы имеют место при воспитании ребенка в изоляции от сверстников, усиливающей роль его тела как предмета изучения. Помимо этого, Н. может развиваться на почве истерической психопатии. К. Юнг, Х. Кохут и др. видели в Н. следствие плохого семейного воспитания, лишенного эмпатии.

Распространению термина «Н.» содействовал З. Фрейд, который трактовал Н. шире, чем собственно сексуальную девиацию, — как закономерную стадию развития либидо. Каждому ребенку свойственны некоторые элементы Н. («первичный П.»), вскоре угасающие, но впоследствии могущие стать доминирующими и определить выбор сексуального объекта (вторичный Н., или нарциссические нарушения личности). Суть Н., по Фрейду, — помещение в самости всего внешнего мира, неспособность различения самости и мира, что определяет как внутренний мир, так и поведение: нарциссическая личность поглощена собой, отрезана от др., плохо социально адаптирована, тщеславна, манерна. «Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и т. о. создается состояние, которое мы можем назвать Н.». Нарциссический тип выбора предполагает одну из 4 возможностей для сексуального объекта: а) самого себя — «то, что сам из себя представляешь»; б) «то, чем прежде был»; в) «то, чем хотел бы быть»; г) «лицо, бывшее частью тебя» (в то время как др., опорный, тип предполагает выбор вскармливающей женщины или защищающего мужчины). Для Фрейда Н. — скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Интересно, что Фрейд видит дальнейшее развитие Н. в родительской любви к детям (которую многие считают высшим проявлением альтруизма). Ребенок воспринимается как нечто, с одной стороны, являющееся частью родительского Я, а с др. — представляющее то, чем это Я хотело бы быть. Поэтому родительское преувеличение достоинств и игнорирование «обычности» и недостатков ребенка, стремление убрать с его дороги все препятствия дабы он мог воплотить все неисполненные желания родителей расценивается Фрейдом как возрождение Н. родителей. (И. А. М.)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Это интересно:

_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис. ЯЗЫК. 1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...

Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте. Период интенсивных качественных структурно-функциональных преобразований характеризуется высокой пластичностью и повышенной чувствительностью к внешним возде ...

Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...