_Н_
Страница 4

НАИВНЫЙ ФОРМАЛИЗМ — см. Художественные представления.

НАМЕРЕНИЕ (англ. intention, purpose) — сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения или деятельности человека. Син. интенция, квазипотребность (К. Левин). Н. формируется: 1) когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2) когда удовлетворение потребности не м. б. достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. В этом случае возникшее у человека Н. выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей.

Побудительная сила Н. — синтез 2 образующих. С одной стороны, это влияние непосредственной потребности, звеном в удовлетворении которой оно является, с др. — воздействие со стороны интеллектуальной активности, посредством которой человек осознает средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности. Следовательно, Н. представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.

Экспериментальные исследования показывают, что побуждения, идущие от принятого Н., обладают теми же динамическими свойствами (силой, напряженностью и др.), что и побуждения, идущие непосредственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым Н., может действовать даже вопреки непосредственному желанию. Т. о., Н. организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей (см. Воля).

НАНИЗМ (от греч. nannos — карлик) — крайне низкий (карликовый) рост человека (меньше 120-130 см), обусловленный эндокринными нарушениями (см. Гипофиз).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (по сложившейся в отечественных журналах традиции «Н. л.» переводится на англ. как personality trend) — термин отечественных психологов, которому, начиная с С. Л. Рубинштейна (1940, 1946), придается большой смысл и множество нередко противоречивых значений. Следуя за Л. И. Божович, Н. л. можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций. Сложность операционализации этого конструкта связана, во-первых, с тем, что речь идет о проекции на поток сознания и поведения латентных (скрытых от внешнего наблюдения) факторов (мотивов, потребностей); во-вторых, с неопределенностью критериев для различения устойчивых и ситуативных факторов (устойчивость личностной мотивации не означает ее единственности, ее монополии на детерминацию поведения и переживаний); в-третьих, с тем, что личность непосредственно не осознает своей направленности (скрытость от «внутреннего» наблюдения). Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали подростков на след. группы по видам Н. л.: 1) с коллективистической направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности). Отметим, что понятия «личная направленность» и «деловая направленность» введены Кюнкелем (F. Kunkel, 1934). Делались попытки раскрыть понятие Н. л. через установки, ценности, отношения личности, эмоции (Б. И. Додонов ввел термин «эмоциональная направленность»), мировоззрение. (Б. М.)

НАПРЯЖЕННОСТЬ — см. Стресс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый). 1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный период. 2 ...

Педагогические задачи и их решение
В деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие: Выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся; Сомнения (& ...

Анализ результатов исследования.
Результаты нашего исследования представлены в таблице 1. Таблица 1. Результаты исследования уровня коммуникативности студентов-менеджеров № испыт. Количественные данные по результатам тестирования Тест 1 Тест 2 Тест 3 ...