_Н_
Страница 9

Для психологии центральным является изучение путей и условий собственно психической настройки, в первую очередь настройки осознанной, произвольной, характеризующей человека как субъекта деятельности, который сознательно программирует и регулирует свое поведение. Вместе с тем под Н. о. понимается явление целостной психофизиологической подготовленности человека к деятельности, к работе. Так, Н. о. проявляется не только в сознательном, волевом намерении выполнить деятельность, но и в создании определенного функционального уровня нейродинамических систем организма, в создании и поддержке необходимых биохимических предпосылок этой деятельности и др. (см. Готовность к действию).

Н. о. всегда конкретна: изменение цели или условий деятельности приводит к изменению Н. о. Неопределенность, неконкретность цели деятельности, недостаточное знание условий ее осуществления препятствуют формированию Н. о. Чем большим опытом выполнения данной работы в определенных условиях обладает человек, тем адекватнее его Н. о. Будучи предпосылкой достижения и поддержки заданных характеристик деятельности, Н. о. во многом определяет эффективность деятельности в целом.

НАТАЛЬНЫЙ (от лат. natalis — относящийся к рождению, день рождения) — имеющий отношение к рождению, родам. Цикл жизни человека можно разделить на три периода — пренатальный (до рождения, внутриутробный), натальный (перинатальный) и постнатальный. См. Пренатальное развитие.

НАТУРА (от лат. natura — рождение).

1. В ненаучном (литературном) языке — темперамент, мотивы, характер человека (ср.: «Привычка — вторая Н. человека»).

2. Человеческая природа (англ. human nature) — генетические факторы и детерминированные ими фенотипические свойства человека, составляющие вместе т. н. природные задатки; последние по степени общности условно делятся на видовые, в т. ч. специфически видовые, расовые, гендерные, индивидуально-типологические (конституциональные), индивидуально-уникальные. Очевидно, к человеческой природе следует относить и собственно генотип человека. Помятуя о том, что природа человека «возделываема» (см. Ухтомский А. А.) в процессе воспитания и самовоспитания, целесообразно терминологически различать генетическую и фенотипическую природу. С помощью культуры формируются новые свойства, раскрываются одни природные задатки, но подавляются др. (Конечно, свойства индивидуальности не сводятся к ее природе.)

3. В словаре А. Ребера откровенно сообщается, что Н. («человеческая природа») — «абсолютно неопределенный термин». Впрочем, добавляется, что этот термин обозначает врожденные характеристики, но какие именно характеристики признаются генетически обусловленными, зависит от личных склонностей автора. За этим недовольством скрывается реальная трудность однозначного и стопроцентного рассмотрения к.-л. свойства исключительно наследственным. Большинство реальных (фенотипических) свойств лишь отчасти детерминированы наследственностью; поэтому их некорректно называть наследственными (природными). Современные психогенетические исследования ставят крест на многих устаревших спекуляциях о человеческой природе и хрестоматийных перечнях т. н. индивидных (биологических, природных) свойств психики человека и т. п. (Б. М.)

НАУЧЕНИЕ (у животных) (англ. learning) — индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Это интересно:

Мотивационно-потребностная сфера
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных пс ...

Ребенок в системе дошкольного воспитания
Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он, по ...

Виды детской одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в ...