_Н_
Страница 14

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА (англ. neurolinguistics) — научная отрасль, стоящая на границе психологии (психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства) были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций). Становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с др.

В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртенэ, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматизмов, наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр, Сигнальные системы, Фонематический слух. (Т. В. Ахутина.)

НЕЙРОМЕДИАТОР (англ. neurotransmitter) — химическое вещество, участвующее в передаче нервных импульсов через синапс от одного нейрона к др. Выделяется из небольших пузырьков на окончаниях аксона в ответ на генерацию потенциала действия; Н., пройдя через синапс, влияет на электрическую активность др. нейрона. См. также Медиатор.

Представим характеристики 8 классических Н.:

1) ацетилхолин — Н. мотонейронов спинного мозга, преганглионарных нейронов вегетативной н. с., нейронов ряда отделов головного мозга; метаболизм ацетилхолина нарушается при болезни Альцгеймера;

2-3) катехоламины: дофамин — Н. головного мозга; играет роль во многих видах поведения, в патогенезе болезни Паркинсона и шизофрении; и норадреналин — Н., регулирующий сокращения гладких мышц и миокарда;

4) серотонин — дефицит этого Н. отмечается в головном мозге при депрессивных психозах;

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Это интересно:

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX ...

Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек
Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам. Но если в семье только один р ...

Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании о ...