В основной своей форме — навыке — Н. характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см. Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу.
В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление, играющее важную роль в постнатальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению новых методов организации труда и производства положил амер. инженер Ф. У. Тейлор (см. Тейлора система).
НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. Основные направления: 1) совершенствование форм разделения и кооперации труда на предприятиях; 2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест; 3) рационализация приемов и методов труда (см. Приемы трудовые); 4) совершенствование нормирования труда; 5) подготовка и повышение квалификации рабочих кадров; 6) улучшение условий труда; 7) рационализация режимов труда и отдыха; 8) укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работающих. При внедрении НОТ решается триединая задача — экономическая (повышение производительности труда), психофизиологическая (сохранение здоровья), социальная (развитие личности трудящегося). При разработке НОТ находят применение результаты исследований по психологии труда, физиологии и гигиене труда, эргономике, инженерной психологии и технической эстетике.
НЕБЫЛИЦЫН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (1930-1972) — отечественный психолог, безвременно погибший в авиационной катастрофе; воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, энергично продолживший дело учителя после его кончины. Труды Н. посвящены проблемам общих свойств н. с. человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др. В последние годы своей короткой жизни Н. начал развивать проблематику целостной характеристики индивидуальности, что заставило его обратиться к общей психологии. Он восстановил в правах понятие «активность», которое значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч. речедвигательном), либо в социальном (общение) плане»; «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на др. .При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются др. («содержательными») особенностями личности — ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов» (Н. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976, с. 178, 251). Соединение т. о. понимаемой активности с представлениями о деятельности помогло бы преодолеть ее «бесхарактерность» и «безличностность». (В. П. Зинченко.)
Это интересно:
Влияния особенностей личности подростка на статус в группе
сверстников. Методики определения самооценки личности
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
Определение самооценки подразумевает всего два варианта:
либо прямое перечис ...
Обсуждение результатов
Обсуждение результатов корреляционного анализа.
Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о связи самодостаточности личности родителя и принятия ребенка. Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмо ...
Подходы к изучению влияния особенностей личности подростка на
статус в группе сверстников. Психологические особенности подросткового возраста
Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возни ...