_Н_
Страница 17

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ (англ. neurophysiology) — раздел физиологии, объектом изучения которого является н. с. При использовании современных электрофизиологических методик исследуются нейроны, нейронные ассамблеи, нервные центры и их взаимодействие. Общая Н. изучает закономерности функционирования н. с. на разных уровнях. Возрастная Н. — это раздел, посвященный изучению созреванию мозга, возрастных и индивидуальных особенностей мозгового обеспечения высших нервных и психических процессов. Клиническая Н. изучает особенности функционирования мозга при патологических процессах. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

НЕКРОФИЛИЯ — см. Половые извращения.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — см. Бихевиоризм, Э. Т. Толмен, К. Л. Халл.

НЕОФРЕЙДИЗМ (англ. neo-Freudianism) — направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Н. возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера (1-е поколение неофрейдистов), подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см. Бессознательное), которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го поколения неофрейдистов — амер. психологи К. Хорни, Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.

Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов культуры в возникновении неврозов, предопределяющую роль детства в формировании характера и образовании неврозов, структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я. Хорни развивает теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством «базальной тревожности» перед лицом природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между этими 2 мотивами и поиск путей его разрешения порождает 3 типа личности, характеризующиеся различным отношением к др. людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения человека. Она использует фрейдовские методы проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.

Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии — перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый другой.)

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Это интересно:

Заключение.
В данной работе мы рассмотрели вопрос психологических аспектов оппозиционного поведения. Выбор именно этой темы обусловлен низким уровнем разработанности проблемы на фоне всё более возрастающей её актуальности. В виду почти полного отсутс ...

Создание константных условий
Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой пере ...

_Э_
ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (Ebbinghaus, 1850-1909) — нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Со ...