_Н_
Страница 18

Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные — естественные — связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых — общественных — условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов. Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера — рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.

Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. (А. Н. Ждан.)

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing) — процесс запоминания, протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Н. з. — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность Н. з. зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Как показали исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности Н. з. важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется Н. з., последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Н. з. — ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.

Операциональный состав Н. з. изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности уч-ся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать специальную систему этих действий. Обязательное условие такой системы — включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего. (См. также Теория поэтапного формирования умственных действий.)

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Это интересно:

Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях как психологическая проблема
Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» [23; 35 Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негатив ...

Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений. Этап заключения диагноза. Диагностическое интервью
Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний ли ...

Структура процесса межличностного восприятия
Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, полов ...