Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу.
Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Всё держит в себе. Не склонен делиться переживаниями с окружающим. Выражает радость не бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность может быть одним из проявлений медленного раскрытия потенциала психического развития Встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребёнок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих [8].
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:
а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности;
б) трудносовместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;
в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний;
г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я";
д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики (к примеру, ребёнок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства);
е) подчёркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в сообщении со сверстниками;
ж) наличие трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребёнок, в том числе
это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.
Склонность к беспокойству, волнениям обусловлена:
а) повышенной эмоциональной чувствительностью;
б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;
в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребёнка;
г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;
д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих;
е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;
ж) заострённым чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.
Беззащитность, или незащищённость. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит походящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Будучи неспособным защитить себя, он может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчёркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.
Это интересно:
Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский).
Гребенко утверждал, что ...
_Щ_
ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994) — рос. философ, методолог, специализировавшийся в областях теории мышления, теории деятельности, содержательно-генетической логики, рефлексии, системно-мыследеятельной методологии и методологии про ...
Описание выборки
Выборка состоит из сотрудников и руководителей 5 частных предприятий, которые состоят из владельца организации и 10 и более его подчиненных. ...