Неврозы
Страница 1

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний.

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Всё держит в себе. Не склонен делиться переживаниями с окружающим. Выражает радость не бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность может быть одним из проявлений медленного раскрытия потенциала психического развития Встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребёнок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих [8].

Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:

а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности;

б) трудносовместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;

в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний;

г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я";

д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики (к примеру, ребёнок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства);

е) подчёркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в сообщении со сверстниками;

ж) наличие трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребёнок, в том числе

это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.

Склонность к беспокойству, волнениям обусловлена:

а) повышенной эмоциональной чувствительностью;

б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;

в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребёнка;

г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;

д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих;

е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;

ж) заострённым чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.

Беззащитность, или незащищённость. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит походящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Будучи неспособным защитить себя, он может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчёркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Технология социально-педагогической поддержки одаренного ребенка. Изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Констатирующий этап эксперимента заключается в выявлении особенностей работы в ДОУ с одаренными детьми всех субъектов педагогической деятельности. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности» Цел ...

_Г_
ГАБИТУС (от лат. habitus — внешность, наружность). 1. В популярном смысле Г. — внешний вид человека, включая и костюм. См. Восприятие человека человеком. 2. В физической антропологии Г. — совокупность морфологических свойств человека, т ...

_Э_
ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (Ebbinghaus, 1850-1909) — нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Со ...