Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
Страница 1

Полезная информация » Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях » Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка

Слово «семья» имеет несколько значений:

1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

2. перен. Род, поколение.

3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. // Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. // Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).

4. перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.

5. перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения [32].

Из всего перечисленного, несмотря на то, что значение этого слова охватывает разные области, тонкой нитью проходит одно – это группа чего-то или кого-то, объединенного общей связью.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность [37].

Второе определение более полно описывает предмет и задачи семьи. А чем является семья в современном мире? Из кого она состоит, и что она может дать ребенку? Имеет ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем остановиться на этом поподробнее.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание — это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой — только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба, то есть все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания — это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания — это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого [29].

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Предварительные замечания о соотношении физического и психического
В любом человеке мы усматриваем единство тела и души как живую целостность. Отдельный человек, как единство, для нас есть тело, которое либо одновременно есть душа, либо имеет душу. либо продуцирует душевные проявления. С другой стороны, ...

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и года
Работоспособность является интегральным показателем интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенк ...

Структура имиджа организации
Структура имиджа организации имеет иерархическое строение. Каждый уровень иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень посредством композиции соответствующего вклада (приоритетов) элементов нижнего уровня по отношению к элем ...