По нашему мнению корни психологических проблем кроются в самом процессе познания и восприятия. А именно в этапах концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (О
), в устанавливании/выборе конкретной морально-социальной нормы (У
- убеждение, мотив, установка, принцип, закон) по отношению к этим самым концептуальным оценкам. Также, мы полагаем, что рекация личности – конкретный поведенческий акт, эмоция, умозаключение – всегда адекватна своим установленным/выбранным морально-оциальным нормам. А сама проблема, появляется тогда когда в силу определенных обстоятельств меняется или же ломается уже привычный ход процесса восприятия, тем самым вызывая острый психический дискомфорт именуемый фрустрацией. В это самое время внезапно в уже давно автоматизированный процесс активизации гешальт-концепта конкретным А,
включается сознание для того чтобы разобраться в ситуации и решить проблему. Описанное состояние можно охарактеризовать одним словом – стресс. И подобное стресовое состояние будет продолжаться до тех пор пока не решиться концептуальный диссонанс между привычным/ожидаемым содержанеим гештальт-концепта и новым опытом. И чаще всего для снятия напряжения, т.е. для сохранения целостности гештальт-концепта, личность прибегает либо к отрицанию нового опыта (человек становиться более ригидным и искажаются логические и рациональные стороны осмысления реальности) или же забраковывает весь свой накопленный опыт в этой сфере, т.е. наделяет составляющие гештальт-концепта, и тем самым весь гештальт-концепт, прямо противоположенными качественными характеристиками (реакция человека становиться деструктивным так как заменив полюс одного конкретного гештальт-концепта тем сам вносит дисбаланс в сам КСЛ тем самым вызывая еще больший дисбаланс на уровне всего КСЛ). В норме концептуальный диссонанс должен решиться путем не отказа от принятия действительности (нежелание нарушить гомеостатическое состояние) и не путем полного отрицания эффективности ранее накопленного опыта (полное изменение качественного полюса гештальт-концепта) а путем реконструкции конкретного гештальт-концепта. Т.е. для изменения деструктивной реакции или же для востановления умения рационального осмысления действительностьи необходимо внести изменения в саму концептуальную триаду, т.е. в сам гештальт-концепт. И так как гештальт-концепты и состовляют саму концептуальную систему, то естественно, что внесенные изменения коснутся всей КСЛ. Именно поэтому данный подход мы назвали концептуальным.
Это интересно:
Тематический предметный указатель
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Автореферат
Адаптация
Акцидентализм
Анализ
Артефакт
Артефакт эксперимента
Атрибут
Атрибутивный
Бессознательное
Выборка
Генеральная совокупность — см. Выборочное исследование ...
Современные психологические подходы
Ознакомившись с историческими основаниями психологии, мы можем детально рассмотреть некоторые из основных современных психологических подходов. Что же представляет собой подход? Говоря в общем, подход — это определенная точка зрения, спос ...
Внимание и внимательность
Внимательность как свойство личности предполагает очень высокую степень развития произвольного и непроизвольного внимания, а также высокий уровень развития у человека устойчивости, распределяемости и переключаемости внимания.
Внимательно ...