Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
Страница 3

Полезная информация » Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях » Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях. Семья и её влияние на формирование личности ребёнка

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень роди­тельского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов и ограничивающие эффективность родительского воспитания.

1. Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверст­ники и общественные институты социализации.

2. Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разно­му и с разным успехом воспитывают детей своего и противопо­ложного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

3. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.

4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценност­ных ориентациях родительского поколения и поколения детей).

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их соци­ально-психологических последствий.

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсатор­ные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эф­фект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабаты­вает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждается, родители все делают сами [41].

Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов­ской власти в семье — величайшая социальная катастрофа, по­скольку вместе с отцовством оказались подорваны все внеш­ние и внутренние структуры власти, дисциплина, самооблада­ние и стремление к совершенству. «Общество без отцов» озна­чает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассив­ную вседозволенность и т. п.

Личность развивается и меняется на протяже­нии всей жизни, под влиянием множества разных людей и об­стоятельств.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Во взаимодействии взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям служебной деятельности
Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО) — род войск Сухопутных войск Российской Федерации. Цель и предназначение — защита группировок сухопутных войск и объектов тыла от ударов средств воздушного нападения противника. Войска противо ...

Исследовательская часть. Организация и методы исследования
В данной работе исследовались дошкольники в количестве 10 человек подготовительной группы МДОУ №5 "Березка" с. Целинного. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50 ...

Виды способностей
Платонов утверждал, что способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями – в том, что характер проявляется во всех вида ...