** - (p 0,05) * - (p
0,01)
Педагогов высокого уровня выгорания отличает более частое использование копинг – стратегий, направленных на самоутверждение, которые призваны обеспечивать им успех, признание и самоутверждение с активным преобразованием сложившейся ситуации (p 0,05).
К позитивной самомотивации и приписыванию себе компетенции и способности контроля чаще прибегают педагоги с низким уровнем выгорания (Рис.2)
Данные стратегии направлены на активное преобразование сложившейся ситуации и основывается на убеждённости человека в способности преодолеть сложившиеся обстоятельства. К данному стилю совладания педагоги с высоким уровнем выгорания прибегают гораздо реже, либо практически его не используют (p 0,01).
Педагоги с низкой выраженностью эмоционального выгорания в преодолении возникающих трудностей склонны чаще искать социальной поддержки (p 0,01), в том числе поддержки коллег по работе (p
0,01), обладают меньшей социальной замкнутостью, склонностью к уединению от других людей (p
0,01).
Следствием высокой степени эмоционального выгорания является более частое использование психотропных средств (p 0,01), провоцирует прием алкоголя и табакокурение, что не может положительно сказываться на здоровье. В сочетании с повышенной эмоциональной и умственной нагрузкой, стремлением приписывать себе высокую ответственность, при воздействии стрессов и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны, присутствие в общем арсенале таких опасных тенденций создаёт риск возникновения сердечно – сосудистых и других серьёзных заболеваний.
Наряду с тем, что педагоги с высоким уровнем выгорания обнаруживают более частое использование некоторых позитивных стратегий, в целом существует тенденция более частого использования негативных стратегий совладания с трудностями в сравнении с частотой их применения педагогами с низким уровнем эмоционального выгорания (p 0,01).
Так, уход от напряженной ситуации и склонности к самообвинению создаёт психоэмоциональное напряжение и накопление агрессивных или аутоагрессивных тенденций, никак не способствует развитию положительного отношения педагога к себе, другим и к выполнению профессиональных обязанностей.
Неумение мысленно отвлекаться от происходящего, склонность постоянно раздумывать над сложившимися обстоятельствами, использование так называемой «умственной жвачки», не является продуктивным способом совладания со сложившимися обстоятельствами, а напротив истощает психические и физические ресурсы.
Это интересно:
Мотивация
профессиональной педагогической деятельности
Основное содержание исследовательской работы посвящено раскрытию понятия мотивации как психологической категории. Хотелось бы рассмотреть вопрос, связанный с профессиональной мотивацией подростков, окончивших среднюю школу и являющихся ст ...
Связь психологии сдругими
науками
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов со ...
Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисцилины и практики датируется 1908 г. — врач Ф. Парсонс открыл в Бостоне первое бюро по консультации молодежи в выборе профессии. В пос ...