Социометрическое измерение личности
Страница 1

Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально психологического климата в трудовых и учебных коллективах.

Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов.

1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования является определение положения объекта в системе взаимоотношений (статус).

2 этап. Определение вопросов.

Вопросы определяются социометрическими критериями.

Формальные (направлены на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). В нашем случае: ” Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?”

Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой). ” Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?”. Вопросы в нашем исследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению с товарищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.

3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

В нашем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во- первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами.

4 этап. Разработка социометрической карточки.

Школьникам предлагались социометрические карточки с инструкцией написать по три имени на каждый вопрос (рис. 1).

Фамилия

1. Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?

1-й выбор _

2-й выбор _

3-й выбор _

2. Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?"

1-й выбор

2-й выбор

3-й выбор

Рис. 1. Социометрическая карточка.

Вопросы подбирались с учётом различных сфер деятельности: личная сфера, внутри класса, общественная. В эксперименте применялись стандартные вопросы:

1."Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?"

2."Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?"

В нашем исследовании мы использовали параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Для точности эксперимента число выборов было ограничено тремя.

Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Их число соответствует числу вопросов (в нашем случае – 2). Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного. Результаты экспериментов оформляли графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертили четыре концентрические окружности, делили их диаметром пополам. Справа располагали мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изображали в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. В центральной окружности находятся дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора. Соединив фигуры линиями выбора, можно оценить характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления “неразделенной любви”.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно: