5 этап. Опрос. Можно использовать групповые и индивидуальные формы измерения. Это, прежде всего, зависит от возраста испытуемых. Так, в детских садах и в первых классах лучше всего беседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно с третьего класса вполне допустим групповой эксперимент, которым мы и пользовались. Перед началом опроса испытуемые получали инструкцию следующего содержания (в скобках дан вариант инструкции для группы В):
”Ваш класс (группа) существует уже давно (несколько месяцев). За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому, от идеала. Но какие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперь представьте что ваш класс (группа) начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса (группы). Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формирование нового класса”.
После сбора карточек группа распускается, и проводится обработка полученных данных. И прежде всего составляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый член группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его социометрический статус. Останавливая свой выбор на том или ином однокласснике (однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел бы поддерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным”. Таким образом, в исследовании выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными ровесниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее количество одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. Ниже мы приводим социоматрицу группы.
Социоматрица группы А.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Статус (St) |
№ | |
1 |
Антонова |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,066667 |
1 | ||||||||||
2 |
Архипов |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
1 |
2 | |||||||||||
3 |
Белов |
+ |
++ |
+ |
++ |
0,6 |
3 | ||||||||||||
4 |
Горшков |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,533333 |
4 | ||||||||||||
5 |
Дронов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
5 | ||||||||||
6 |
Денев |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
6 | ||||||||||
7 |
Елистратов |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,8 |
7 | |||||||||||
8 |
Иванов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,133333 |
8 | ||||||||||
9 |
Кожанов |
++ |
+ |
++ |
+ |
0,2 |
9 | ||||||||||||
10 |
Лебедева |
++ |
++ |
++ |
0,466667 |
10 | |||||||||||||
11 |
Мусин |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,266667 |
11 | ||||||||||
12 |
Новиков |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,2 |
12 | |||||||||||
13 |
Петров |
++ |
+ |
++ |
+ |
0,6 |
13 | ||||||||||||
14 |
Сидоров |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
14 | |||||||||||
15 |
Фокин |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,2 |
15 | |||||||||||
16 |
Ханька |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,066667 |
16 | |||||||||||
Положительные Выборы |
1 |
15 |
9 |
8 |
6 |
6 |
12 |
2 |
3 |
7 |
4 |
3 |
9 |
6 |
3 |
1 |
96 | ||
Взаимовыборы |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Это интересно:
Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие
эмоций, представление об эмоциях
Понятие об эмоциях и чувствах.
Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и си ...
Сводные братья и сестры
Отношения между сводными детьми могут варьироваться от взаимного расположения и даже любви до ревности, недоверия, ненависти и активного стремления добиться первенства в новой семье. Взаимоотношения сводных детей представляют собой все мн ...
Развитие социально-психологического тренинга как
совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на
межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...