5 этап. Опрос. Можно использовать групповые и индивидуальные формы измерения. Это, прежде всего, зависит от возраста испытуемых. Так, в детских садах и в первых классах лучше всего беседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно с третьего класса вполне допустим групповой эксперимент, которым мы и пользовались. Перед началом опроса испытуемые получали инструкцию следующего содержания (в скобках дан вариант инструкции для группы В):
”Ваш класс (группа) существует уже давно (несколько месяцев). За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому, от идеала. Но какие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперь представьте что ваш класс (группа) начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса (группы). Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формирование нового класса”.
После сбора карточек группа распускается, и проводится обработка полученных данных. И прежде всего составляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый член группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его социометрический статус. Останавливая свой выбор на том или ином однокласснике (однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел бы поддерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным”. Таким образом, в исследовании выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными ровесниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее количество одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. Ниже мы приводим социоматрицу группы.
Социоматрица группы А.
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Статус (St) |
№ | |
|
1 |
Антонова |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,066667 |
1 | ||||||||||
|
2 |
Архипов |
+ |
+ |
+ |
+ |
++ |
1 |
2 | |||||||||||
|
3 |
Белов |
+ |
++ |
+ |
++ |
0,6 |
3 | ||||||||||||
|
4 |
Горшков |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,533333 |
4 | ||||||||||||
|
5 |
Дронов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
5 | ||||||||||
|
6 |
Денев |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
6 | ||||||||||
|
7 |
Елистратов |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,8 |
7 | |||||||||||
|
8 |
Иванов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,133333 |
8 | ||||||||||
|
9 |
Кожанов |
++ |
+ |
++ |
+ |
0,2 |
9 | ||||||||||||
|
10 |
Лебедева |
++ |
++ |
++ |
0,466667 |
10 | |||||||||||||
|
11 |
Мусин |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,266667 |
11 | ||||||||||
|
12 |
Новиков |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,2 |
12 | |||||||||||
|
13 |
Петров |
++ |
+ |
++ |
+ |
0,6 |
13 | ||||||||||||
|
14 |
Сидоров |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
0,4 |
14 | |||||||||||
|
15 |
Фокин |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,2 |
15 | |||||||||||
|
16 |
Ханька |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
0,066667 |
16 | |||||||||||
|
Положительные Выборы |
1 |
15 |
9 |
8 |
6 |
6 |
12 |
2 |
3 |
7 |
4 |
3 |
9 |
6 |
3 |
1 |
96 | ||
|
Взаимовыборы |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||
Это интересно:
Контрбалансировка
Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия ...
Конфликтность в семье. Особенности конфликтов в супружеских семьях. Понятие конфликтности, как психологический феномен
Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Разработано немало типологий супружеских проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большин ...
Структура имиджа руководителя
Основными составляющими имиджа руководителя, по мнению Марии Колосовой, консультанта по организационному развитию компании «5 Professional Management» (Москва), являются [16]:
· внешность
ü внешний вид (прическа, одежда, аксессуары ...


