Эмпирическое изучение психологических аспектов оппозиционного поведения. Описание группы респондентов.
Страница 1

Полезная информация » Психологические аспекты оппозиционного поведения » Эмпирическое изучение психологических аспектов оппозиционного поведения. Описание группы респондентов.

Для проверки выдвинутых нами гипотез и грамотного построения экспериментального исследования мы подобрали 2 группы респондентов. В одной из них присутствовала изучаемая нами переменная, то ест оппозиционное поведение, а в другой отсутствовала.

Таким образом, оппозиционную группу составили субъекты оппозиционного поведения, а аполитичную группу составили студенты, мало интересующиеся политикой и не осуществляющие общественно-политическую деятельность.

Наличие переменной у членов оппозиционной группы осуществлялось путём устного интервьюирования. Так как 90% группы было составлено из участников мероприятия, носящего ярко оппозиционную окраску (Демократическое совещание в Санкт-Петербурге 5 апреля 2008 года) и в связи с тем, что многие из опрашиваемых участвовали в исследовании на 1 этапе, мы предположили, что данная группа подходит под требования оппозиционной.

Аполитичная группа компоновалась из студентов старших курсов различных специальностей и факультетов Ульяновского Государственного Университета. Также, отсутствие исследуемой переменной устанавливалось путем устного интервьюирования. Также, косвенным показателем отсутствия переменной выступал и факт отсутствия ответов на последние вопросы предлагаемой анкеты. Эти вопросы носили политический характер и напрямую обращались к опыту общественно-политической деятельности респондента в рамках какой-либо из организаций и движений.

Вопросы были следующего характера:

В чём состоит политическая стратегия Вашей организации?

В чём, на Ваш взгляд, она должна состоять

Количественный, статистический и анкетный состав оппозиционной и контрольных групп можно представить в виде следующей таблицы.

Таким образом, в обеих из групп преобладают люди от 17 до 25 лет, то есть юноши и молодые люди. И в той и другой группе представлена группа студентов, но в оппозиционной группе преобладает группа безработных. Возможно это связано с тем, что находясь в радикальной непарламентской оппозиции, зачастую, нашим респондентам приходится сталкиваться с давлением на руководство учебного заведения или места работы. В связи с этим, безработным людям намного проще заниматься оппозиционной общественно-политической деятельностью.

Наличие в оппозиционной выборке четырех избранных депутатов местных собраний позволяет получить уникальные данные, так как данная категория респондентов является довольно труднодоступной. Хотя, и всю оппозиционную группу респондентов можно отнести к труднодоступной в связи с тем, что в ней присутствуют люди высокого статуса, помощники депутатов Государственной Думы, высокие посты в политических организация, также в связи и с высоким уровнем конспирации в таких организациях. Ведь даже попасть на такого рода мероприятие было не просто, так как в состав участников были включены только люди, знакомые организационному комитету и зарекомендовавших себя как оппозиционные активисты на общероссийском уровне.

Таким образом, исходя из вышеизложенных данных, мы можем сделать вывод о том, что обе группы респондентов подходят требованиям экспериментального исследования и подобраны соответственно выдвинутым гипотезам.

В оппозиционную группу, таким образом, входят респонденты , обладающие исследуемой нами переменной, то есть являющиеся субъектами оппозиционной деятельности. Также, наличие этой переменной даёт нам право судить о психологических аспектах субъекта оппозиционного поведения, так как, являясь специфическими носителями объекта исследования, респонденты также обладают и специфическими психологическими особенностями. Проверить с помощью подобранного инструментария факт значимого отличия этих специфических психологических признаков от респондентов не являющихся носителями оппозиционного поведения.

В аполитичную группу, таким образом, входят респонденты, не являющиеся субъектами общественно-политической деятельности и, соответственно, не могут являться субъектами оппозиционного поведения в политической сфере. То есть, респонденты обладают психологическими характеристиками соответственно кривой нормального распределения среднестатистических показателей психологических особенностей.

На первом этапе исследования группы респондентов имели, приблизительно, такой же состав.

Выборка нашего исследования на первом этапе исследования представила, в общей сложности, 64 человека. Из них:

24 человека – оппозиционные деятели из Москвы, Ульяновска, Воронежа, Калининграда, Санкт-Петербурга и Саратова, членов организаций Объединённый Гражданский Фронт, Российский народно-демократический союз, национал-большевики, авангард красной молодёжи, движения "Оборона", движение футбольных фанатов, скинхедов и "Зелёное Яблоко". Возрастной разброс: от 16 до 46 лет. Половое соотношение: мужчин – 17 человек, женщин – 7 человек.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...

Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания
Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального ...

Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение эксперимента
Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик: 1. Экспериментальная ...